Большой архив статей, книг, документации по программированию, вебдизайну, компьютерной графике, сетям, операционным системам и многому другому
 
<Добавить в Избранное>    <Сделать стартовой>    <Реклама на сайте>    <Контакты>
  Главная Документация Программы Обои   Экспорт RSS E-Books
 
 

  Раздел: Компьютерная документация -> Компьютеры -> Аудио

 

Голова, чтобы думать про звук

Ситуация на рынке меняется быстро. Если вчера телеведущие острили про «скрип и шип» грампластинок, то сегодня это уже немодно. Немодно не только насмехаться над винилом, но и не любить его. Сегодня принято считать, что винил – панацея от цифрового звука и вообще истина в первой инстанции.

В принципе, сие – тема отдельной статьи (и мы ее дадим!), но смысл превосходства этого «вечного носителя» можно передать одной фразой. Игла не прекращает снимать звук ни на наносекунду, и поток электронов не прерывается в проводнике, так что винил «льется, как песня» – тогда как цифровые данные всегда снимаются по определенным точкам и представляют собой биты с вакуумом между ними, что и слышится в музыке как пунктир или, вернее, как точка-тире. Вопрос долговечности и надежности носителя пока тоже не затрагиваем, но читатель может поверить на слово и проверить на себе: все тут складывается в пользу винила. В общем, получается, что винил нехорош только тем, что обременителен: слишком много настроек и операций (процедура доставания диска из конверта, его протирки, подводки тонарма и опускания его на пластинку).

Каким быть звуку?

Единодушие кончается, когда тонарм опускается на пластинку и «льется песня». У каждого слушателя – как правило, то или иное понимание «правильного звука» винила. Здесь пользователи разбиваются на 2 лагеря. Большинство ожидают от винила знакомого аналитичного цифрового звука, но только лучше и больше – шире по параметрам, глубже по звуковой сцене, в целом увереннее и красивее. Слушатели-«меньшевики» исходят из весьма ограниченных спецификаций винила, которые известны как “кривая RIAA” (RIAA – американская инженерная ассоциация, разработавшая оптимальный для пластмассы стандарт записи и воспроизведения звука). А именно: 30 Гц – 15.000 Гц с перепадом характеристики в пределах пол-децибела (то есть, совсем незначительно). Извините, но эта полоса частот значительно уже, чем 20 – 20.000 Гц на CD (PCM 16 бит), не говоря о DVD. А следуя этой логике, винил должен звучать… наподобие радуги после хорошего дождя. Очень красиво и выпячено посередине, постепенно спадая к краям звукового спектра. Как ни странно, винил может звучать и так, и сяк.

Все дело – в конструкции и даже в идеологии (!) конкретного проигрывателя, каждой его части. Важнейшая часть – тонарм: он создает резонансы или гасит их, он держит и определяет углы наклона головки и иглы к пластинке, он представляет собой баланс сил (скатывающей и противоскатывающей). К сожалению, тонарм – тоже тема отдельного разговора. Сейчас же лучше – о втором по важности элементе. О магнитной головке или звукоснимателе.

Ликвидация безграмотности - дозированно

Головка представляет собой иглу, чей держатель подвешен через микроскопическую резиновую муфту внутри полой трубки таким образом, что противоположный конец иглы генерирует своими вибрациями колебания контура в магнитной индуктивной системе головки, то есть - в звуковой катушке и в магните. Эти электромагнитные колебания тут же передаются на электрические выводы, отдельно по левому и правому каналам, после чего сигнал по тончайшим проводкам внутри тонарма поступает на гнезда проигрывателя, а оттуда – на внешний фоно-корректор или усилитель. Эта информация скорее была для общей эрудиции. Ее можно благополучно забыть. Прагматику важнее понимать важность трех факторов для звука: острой заточки иглы (чем острее, те лучше), гибкости подвеса (чем гибче, тем лучше) и чувствительности выходного сигнала. Здесь нет единодушия: головки высокой чувствительности обозначаются буквами ММ (в переводе: подвижной магнит) и играют грубее, увереннее, ну а головки МС (подвижная катушка) меньшей чувствительности звучат капризнее, детальнее и щепетильнее.

Выставляя головку в держателе, надо следовать указаниям изготовителя тонарма и проигрывателя, которые зачастую прикладывают даже прецизионные инструменты и весы. Стоит только вникнуть в процесс, как вы полюбите его и начнете открывать закономерности. Сдвигая головку или пару-тройку колесиков на тонарме, вы сможете получить более аналитичный или более «теплый» и обволакивающий звук, по желанию. Вы сможете выбирать между эрзац-цифровым или консервативным инертным hi-fi.

Как в первый раз

Очевидно, стоит реализовать в виниле не столько аналитику, сколько общую красоту и цельность сцены. Только винил, пожалуй, сегодня способен на главное: каждый раз играть по-новому. В этом его коренное отличие от вечной константы цифровых форматов высокого разрешения. Именно за это волшебство винила платятся большие деньги. При этом один диск можно слушать многократно, каждый раз открывая в нем новые оттенки звука. Волшебство заключается в зависимости записи на виниле от уровня громкости и от тембра при воспроизведении. Иными словами, если сегодня вы слушаете «до боли знакомый» диск на отметке –80 дБ и выключенном эквалайзере, а завтра –30 дБ с подъемом ВЧ и НЧ еще по 2 дБ, то вы практически слушаете разные программы. В первом случае вы получите удовольствие от атмосферы и пространственности, во втором – от техничности партий.

Вы можете на это возразить, что похожие предустановки эквалайзера есть на любом цифровом процессоре для проигрывания и «раскрашивания» звука DVD? Есть. Но они не трогают. Они сотрясают пространство, но не более того. Информация с цифрового диска всегда строго одна и та же, как ни меняй ее раскраску или громкость. Варьировать ее вам дано только одним способом: купив все, какие выпущены, версии ремастеринга. Но и этим не перекрыть всей непредсказуемости и богатства единственного релиза той же позиции на виниле. Ведь здесь заложено столько разнообразных впечатлений, сколько положений имеет ручка громкости на усилителе.

Бесконечное множество впечатлений… Откуда столько богатства в диске винила? Дело в том, что матрица для тиражирования оттисков винила нарезается очень чувствительным профессиональным прибором – в мире такие поставляли лишь две фирмы: Westrex и Ortofon. Эта механическая система реагирует и передает даже колебания в 5 Гц и 200 кГц. Эти колебания заносятся на бороздку винила – правда, в микроскопическом виде. Для раскрытия столь богатого частотного диапазона нужен подъем громкости – общий или по отдельным частотам. Для этого был, собственно, изначально создан первый бытовой эквалайзер. На лучших пластинках хватит и пол-децибела подъема, на худших – надо децибел 30. А чтобы добраться и озвучить 200 кГц, нужно будет максимально вывернуть ручку громкости 300-ваттного усилителя. Теперь понятно, зачем нужны «лишние» ватты мощности, если все равно «все слушают на 2-3 ваттах»? Понятен прочный статус именно винила (а не CD) в дискотеке. Этот статус не в силах объяснить сами ди-джеи. «Винил играет живее, теплее. Он конкретнее и ощутимее, удобнее для создания эффектов», - вот что обычно говорят ди-джеи. Когда же они дают 300 ватт на CD, то даже танцующим недостает протяженности частот. Они безуспешно требуют их от ди-джея.

Новые громкие головки

Длинная наша история приближается к триумфальному концу. Мы недаром толковали о влиянии громкости для восприятия винила. Теперь у нас есть приятная новость для домашних слушателей. Теперь можно получать дискотечный угар от винила и на малой пользовательской громкости. Поскольку виниловая индустрия никогда не умирала, то инженеры потихоньку доводили ее до (и выше) спецификаций CD: 20-20.000 Гц и 90 дБ по динамике. Прежде всего, посмотрим, что происходит с искажениями – этим главным врагом винила и аналога. Магнитная головка звукоснимателя сегодня имеет полностью симметричную конструкцию. Как и в усилителях балансной схемы, этот подход предотвращает искажения, так как составные части сигнала не пересекаются до самого их «сложения» на входе в следующий компонент. Многие фирмы еще в 1980 году перешли на конструкцию головок типа подвижная катушка, ну а в самых последних моделях стоит не один, а 8 магнитов (причем, редкоземельных, на 30% эффективнее обычных!). Это еще больше дифференцирует сигнал, уменьшая искажения. Общее электромагнитное поле внутри головки стало более однородным и сильным.

Итог: в «урожае» головок нынешнего года выходной сигнал составляет 0,9 мВ, что на треть выше прежнего. Неплохое достижение?

Золота не бывает слишком много

Головки винила развиваются по той же логике, что и цифровые преобразователи. Бытовые ЦАП стремятся к спецификации профессиональных студийных АЦП. Что касается винила, то игла головки проигрывателя уже давно имеет форму, идентичную резцу матрицы. Эту идеальную форму можно определить по названию: Shibata, Line Contact, Microgroove. В этом году немецкая Clearaudio вышла с доработкой – формой Micro-HD-Diamond. Здесь игла имеет не однородную, а сложную параболическую заточку. Острие утопает в бороздке и «гребет» по самому дну, а стенки иглы скользят по бокам канавки. Их задача – не повредить пластмассу и в то же время снять всю информацию в виде малейших неровностей. Сегодняшняя микротехника позволила изготовить такую иглу. Она имеет разный радиус – спереди 0,008 мм, с боков 0,040 мм. Немаловажна и общая масса иглы с держателем. Чем она легче, тем подвижнее (словно подлодка в глубинах океана). Нынешние образцы составляют 0,00016 грамм. Впятеро легче, чем образцы прошлого года. И еще одно новшество, которое прежде технически было невыполнимо. Корпуса головок теперь делаются не из пластика или металла, а из ценных материалов: золота, титана, эбенового дерева и Satine-дерева. Это изощрение не имеет ровным счетом никакого технического обоснования. Ведь масса головки мизерна и несравнима с массой тонарма и «стола» проигрывателя. Тем не менее, практически и это новшество позволяет улучшить звук. Улучшить - значит, сообщить нечто ценное, эмоциональное. Кстати, и обмотки катушек теперь не медные, а из чистого 24-каратного золота. По крайней мере, у головок Clearaudio.

Выбирайте винил

В хай-энде графики не очень уважаются и зачастую невыразительны, но немцы - люди щепетильные и снабдили головки графиком, который демонстрирует: динамический диапазон сигнала при воспроизведении записей на виниле впервые в истории аудио может достигать 100 дБ, а новое поколение MC-моделей способно обеспечить полосу частот от 10 Гц до 100 кГц. Теперь о главном. О цене. Если в 1980 году головка «революционных новаций» Shure V-15-3 стоила 100 долларов, то сегодня уместно говорить о стоимости для высшей модели Clearaudio Goldfinger – 6220 долларов. Мы начали разговор с характеристики звука винила. Если вы консерватор, то ваш выбор – проигрыватели прошлого (так называемые, винтажные модели) или те, что под них стилизованы. Если же привыкли к цифровому звуку и не хотите рвать с ним окончательно – выбирайте себе hi-tech-проигрыватели нынешних марок, текущих моделей. Для еще пока неопределившихся можно порекомендовать хотя бы проигрыватели Clearaudio с тангенциальным тонармом. Этот тип тонарма требует особо сложной конструкции всего аппарата (и цены в несколько тысяч долларов!), но он абсолютно убирает ошибки считывания, которые встречаются в «обычном» тонарме.

Автор: CyberStyle
Источник: www.cyberstyle.ru

Ссылки по теме
Переходим на «многоканал»! Часть 1
Аудио высокой «четкости»: мифы и реальность
Мифы и реальность компьютерного звука
Активная 5.1 акустика Dowell SP-3001X5: очередная мощная универсальная система
Недорогие способы улучшения качества звука
 

Компьютерная документация от А до Я - Главная

 

 
Интересное в сети
 
10 новых программ
CodeLobster PHP Edition 3.7.2
WinToFlash 0.7.0008
Free Video to Flash Converter 4.7.24
Total Commander v7.55
aTunes 2.0.1
Process Explorer v12.04
Backup42 v3.0
Predator 2.0.1
FastStone Image Viewer 4.1
Process Lasso 3.70.4
FastStone Image Viewer 4.0
Xion Audio Player 1.0.125
Notepad GNU v.2.2.8.7.7
K-Lite Codec Pack 5.3.0 Full


Наши сервисы
Рассылка новостей. Подпишитесь на рассылку сейчас и вы всегда будете в курсе последних событий в мире информационных технологий.
Новостные информеры. Поставьте наши информеры к себе и у вас на сайте появится дополнительный постоянно обновляемый раздел.
Добавление статей. Если вы являетесь автором статьи или обзора на тему ИТ присылайте материал нам, мы с удовольствием опубликуем его у себя на сайте.
Реклама на сайте. Размещая рекламу у нас, вы получите новых посетителей, которые могут стать вашими клиентами.
 
Это интересно
 

Copyright © CompDoc.Ru
При цитировании и перепечатке ссылка на www.compdoc.ru обязательна. Карта сайта.
 
Rambler's Top100