Большой архив статей, книг, документации по программированию, вебдизайну, компьютерной графике, сетям, операционным системам и многому другому
 
<Добавить в Избранное>    <Сделать стартовой>    <Реклама на сайте>    <Контакты>
  Главная Документация Программы Обои   Экспорт RSS E-Books
 
 

   Графика и дизайн -> Photoshop -> О способах представления цвета в компьютере.


Колоритные модели. О способах представления цвета в компьютере для начинающих.

Из школьного курса физики известно, что цвет по современным представлениям - не что иное, как длина волны светового излучения, воспринимаемая органами зрения. А поскольку длина - величина недискретная (отрезок разбивается на бесконечное множество частей), можно говорить о непрерывном континууме цветов и оттенков, плавно переходящих друг в друга - спектре.

Красивая теория. На деле органы зрения у Homo Sapiens несовершенны: эксперименты показали, что обычному человеку для создания иллюзии плавного перехода от черного к белому достаточно предъявить около 256 градаций яркости, что дает примерно 16 миллионов различаемых оттенков цвета. (Нельзя сказать, что природа нас обделила: хищные животные вообще не различают цветов.)

Традиционному художнику, решившему сменить колонков и белочек на компьютерных мышек, возможно, будет непонятно происхождение чисел 256 и 16 миллионов. Дело в том, что вся цифровая техника основана на двоичной системе счисления, и все сколь-либо важные числа в мире компьютеров обычно являются степенями двойки. 16 миллионов - ближайшая такая степень к точному числу оттенков, различаемых человеческим глазом.

система координат для цветового континуума

Люди вообще любят все стандартизировать, но наличие единой международной системы цветов стало необходимостью после появления компьютерной графики, где все цвета должны быть представлены в виде цифр. Да, 16 миллионов - не бесконечность, но согласитесь: хранить каталог всех цветов при неизменной температуре где-нибудь в подвалах Парижа рядом с эталоном килограмма было бы, мягко говоря, трудно. В очередной раз подтвердив гипотезу о лени как о двигателе прогресса, человечество придумало цветовые модели.

Цветовая модель - это способ идентификации конкретного цвета среди множества других путем указания нескольких чисел (составляющих) в компактной формуле конкретного оттенка. Эдакая система координат для цветового континуума, в которой каждый цвет можно разложить на несколько компонент и однозначно указать его, пользуясь только этими компонентами.

Цветовые модели отличаются друг от друга как раз теми параметрами, зная числовые значения которых можно однозначно восстановить цвет. В терминологии Photoshop совокупность значений одного такого параметра, заданных для всех точек изображения, зовется каналом. На практике канал - это полутоновая копия изображения, в которой с помощью градаций яркости показана интенсивность одной из компонент активной цветовой модели. Каналы - отнюдь не чистая абстракция, они живут и иногда размножаются в палитре Channels (обычно находится рядом с палитрой слоев, вызываемой клавишей F7).


RGB

Пожалуй, наиболее часто используется модель RGB, в которой в качестве составляющих искомого цвета используются три базовых: красный, синий, зеленый. Нетрудно догадаться, что модель названа по первым буквам английских названий трех ее базовых цветов (параметров) - Red, Green, Blue.

Параметры могут принимать значения от 0 до 255 каждый, в совокупности дающие те самые 16 миллионов цветов, необходимых для фотореалистичности компьютерной графики.

rgb
   Цветовая модель RGB

Как видно из рисунка, максимальное значение всех трех компонент (255, 255, 255) описывает интенсивное излучение света - белый цвет, а нулевое - черный цвет (отсутствие света). Ключевое слово здесь, пожалуй, излучение, так как модель RGB применяется для представления цветов объектов, самостоятельно излучающих свет: экранов телевизоров и дисплеев. Поэтому модель RGB относится к классу аддитивных: к изначально черному экрану как бы добавляются компоненты цвета.


CMYK

Полная противоположность модели RGB - это субтрактивная модель CMYK, которая применяется в полиграфии. В ней за базовые берутся Голубой (Cyan), Фиолетово-лиловый (Magenta) и Желтый (Yellow) цвета, значения этих параметров могут варьироваться от 0 до 100 и измеряются в процентах от максимального количества базовой краски. Нулевые значения трех параметров (отсутствие краски) дают нам белый цвет листа бумаги, из которого вычитаются цветовые компоненты.

cmyk
   Цветовая модель CMYK

Максимальное значение всех трех параметров дает на практике не черный цвет, а грязный черно-серый, поэтому в модель добавили четвертую компоненту - черный (blacK) для расширения цветового охвата, который, однако, остается меньшим, чем у других моделей из-за технических ограничений печатного процесса.

В модели CMYK печатают все принтеры, поэтому перед отправкой изображения на печать переведите режим в CMYK (пункт меню Image/Mode/CMYK). Возможно окажется, что некоторые цвета (обычно самые яркие) не смогут быть корректно отображены на бумаге.


HSB

Две описанные выше модели удобны скорее для компьютеров, чем для нас с вами. Человеку гораздо проще не синтезировать цвет из отдельных составляющих, а выбирать его, ориентируясь на более естественные параметры: тон, насыщенность, яркость. Именно эти три параметра и стали основой для модели HSB (Hue, Saturation, Brightness), она же HSL (Hue, Saturation, Lightness).

hsb
   Цветовая модель HSB

Параметр тона Hue (читается <хью>) - это чистый цвет сам по себе - один из цветов спектра (радуги). В модели HSB он представлен как замкнутый круг, положение конкретного оттенка на котором указывается в градусах от 0 до 359.

Параметр Saturation - это насыщенность. Чем меньше насыщенность, тем ближе цвет к серому и наоборот: с увеличением насыщенности цвет становится сочнее. Lightness, соответственно, определяет долю белого в итоговом цвете.


Lab

В попытке совместить цветовой охват моделей RGB и CMYK была создана модель Lab, не привязанная к среде вывода. Параметр модели L показывает общую яркость пикселов, параметром a передаются цвета от темно-зеленого до ярко-розового с разными вариациями насыщенности и яркости, а параметром b (забавный каламбур :) - от светло-синего до ярко-желтого. Модель Lab обеспечивает наибольшую совместимость, цветовой охват и скорость (Lab - внутренняя модель Photoshop, все операции с изображением проводятся именно в ней). Из-за своей универсальности Lab широко используется способными в ней разобраться профессионалами. Я пас..


Цветовые библиотеки

Они существуют, хотя и не хранятся в подвалах Парижа, но тиражируются как в бумажном, так и в электронном виде. Самая популярная цветовая библиотека PANTONE содержит свыше 3000 нумерованных образцов цвета. Если вы готовите изображение с небольшим количеством цветов, скажем, для шелкографии, цвета целесообразно указывать именно в PANTONE.


Колоритные модели в Photoshop

В Photoshop переключение между цветовыми моделями осуществляется в меню Image/Mode. А щелкнув по образцу цвета переднего или заднего плана, вы можете выбрать цвет в любой цветовой модели. В окне выбора цвета кнопка Custom дает доступ к цветовым библиотекам (для быстрого выбора цвета в библиотеке можно просто набрать его номер на клавиатуре).

Ни одна из представленных моделей не способна целиком описать многообразие красок окружающего мира; каждая охватывает лишь часть его. На бумаге невозможно передать самые сочные и яркие оттенки зеленого, в свою очередь, на дисплее вы никогда не увидите чистого желтого и <апельсинового> оранжевого. Именно поэтому профессионал, работающий с графикой должен свободно ориентироваться в цветовых моделях, а эта статья - лишь первый шаг в их изучении.

Автор: Головачев Андрей
Источник: www.photoshop.nasmnogo.ru

 

 
Интересное в сети
 
10 новых программ
CodeLobster PHP Edition 3.7.2
WinToFlash 0.7.0008
Free Video to Flash Converter 4.7.24
Total Commander v7.55
aTunes 2.0.1
Process Explorer v12.04
Backup42 v3.0
Predator 2.0.1
FastStone Image Viewer 4.1
Process Lasso 3.70.4
FastStone Image Viewer 4.0
Xion Audio Player 1.0.125
Notepad GNU v.2.2.8.7.7
K-Lite Codec Pack 5.3.0 Full


Наши сервисы
Рассылка новостей. Подпишитесь на рассылку сейчас и вы всегда будете в курсе последних событий в мире информационных технологий.
Новостные информеры. Поставьте наши информеры к себе и у вас на сайте появится дополнительный постоянно обновляемый раздел.
Добавление статей. Если вы являетесь автором статьи или обзора на тему ИТ присылайте материал нам, мы с удовольствием опубликуем его у себя на сайте.
Реклама на сайте. Размещая рекламу у нас, вы получите новых посетителей, которые могут стать вашими клиентами.
 
Это интересно
 

Copyright © CompDoc.Ru
При цитировании и перепечатке ссылка на www.compdoc.ru обязательна. Карта сайта.
 
Rambler's Top100