Большой архив статей, книг, документации по программированию, вебдизайну, компьютерной графике, сетям, операционным системам и многому другому
 
<Добавить в Избранное>    <Сделать стартовой>    <Реклама на сайте>    <Контакты>
  Главная Документация Программы Обои   Экспорт RSS E-Books
 
Поиск по сайту

 

   Графика и дизайн -> DreamWeaver -> Учебник по Dreamweaver 4


Учебник по Dreamweaver 4

4. Документ

Документом принято называть различные виды актов, имеющих юридическое значение, или удостоверения, подтверждающие определенные права или личность. В наше время это понятие получило самое широкое хождение в отраслях, связанных с информатикой и вычислительной техникой. Слово “документ” стало универсальным техническим термином, который обозначает материальный носитель или источник данных. Самые различные прикладные программы в результате своей работы порождают электронные документы, различающиеся по форматам и способам организации. Их содержимым может быть обычный текст, таблица, графическое изображение, музыкальный клип, видеоролик и пр. Финалом творческих усилий Web -дизайнера служит документ в формате гипертекста. При всем изобилии технических терминов и жаргонных словечек, которыми щедро снабжает русский язык англоговорящая в массе своей сеть Интернет, понятиям “документ” и “страница” достойной замены не нашлось. В том фрагменте всемирной сети, который называется World Wide Web, гипертекстовый документ и страница HTML - это термины с очень близкой семантикой. Большие массивы неоднородных (текстовых и графических) данных с развитой системой гипертекстовых ссылок принято называть документами. И наоборот, короткие электронные сообщения, преимущественно линейные по структуре и гомогенные по содержанию, целесообразно именовать страницами.

4.1. Создание, открытие и сохранение документов

Начало работы с гипертекстовыми документами в программе Dreamweaver немногим отличается от текстовых редакторов. Пользователь имеет возможность создать новый пустой документ, открыть существующий файл HTML и породить документ с непустым содержанием и форматированием на основе некоторого образца - шаблона. Кроме того, программа способна открывать файлы без гипертекстовой разметки, например простые текстовые документы или описания программ и сценариев.

Техника открытия файлов, конечно, хорошо знакома каждому пользователю операционной системы Windows. Приведем лишь короткое описание основных команд.

Новый документ создается “с чистого листа” следующим образом.

  • Дайте команду File > New (Файл > Создать) в окне документа. Команда имеет стандартный клавиатурный эквивалент — комбинацию CTRL+N
  • Дайте команду File > New Window (Файл > Новое окно) из окна Диспетчера узла.

Обе команды влекут за собой одинаковые последствия. Откроется новое окно программы, в которое загрузится пустой документ с минимальной гипертекстовой разметкой.

Создать документ на основе шаблона можно следующим образом.

  1. Дайте команду File > New from Template (Файл > Создать по шаблону).
  2. Откроется диалоговое окно Select Template (Выбор шаблона), в котором следует выбрать подходящий образец. В этом окне перечислены все доступные в данный момент шаблоны документов; в начале работы над узлом этот список может быть пустым.
  3. Завершите операцию щелчком на кнопке ОК.

Новый документ, созданный по выбранному образцу, делится на две области: заблокированную и редактируемую. Первая часть документа защищена от изменений — это общая часть нескольких документов одного сайта. В редактируемую область можно вносить любые исправления по выбору автора; она помечается по умолчанию внешней рамкой голубого цвета. Сам документ заключается в рамку желтого цвета — это служит напоминанием, что он создан на основе шаблона и может включать в себя заблокированные области.

Шаблоны документов программа Dreamweaver сохраняет в отдельной папке под названием Templates, которая размещается в корневой папке Web-узла. Все образцы получают расширение .DWT. Эта папка требует осторожного обращения: нельзя записывать в нее посторонние документы, не рекомендуется перемещать шаблоны в другое место и совершенно запрещено менять ее прописку.

Существующий документ HTML открывают следующим образом.

  1. Дайте команду File > Open (Файл > Открыть) или воспользуйтесь клавиатурной комбинацией CTRL+0. Команда представлена в меню окна документа и Диспетчера узла.
  2. В стандартном для приложений Windows диалоговом окне Open (Открыть) найдите и выберите нужный файл.
  3. Завершите операцию щелчком на кнопке ОК или нажатием клавиши ENTER.

Гипертекстовые документы (но не документы с расширением .DOC), созданные средствами текстового редактора Microsoft Word, можно открывать напрямую, как обычные файлы HTML. Этот путь связан с риском получить избыточную и ненадежную разметку документа. Поэтому лучше использовать команду Import Word HTML (Импорт кода HTML из редактора Word), которая не только открывает документ, но и выполняет очистку кода.

Сохраняют гипертекстовый документ следующим образом.

  1. Дайте команду File > Save (Файл > Сохранить).
  2. Выберите расположение документа в файловой системе и введите его полное имя. Эти операции выполняются в стандартном диалоговом окне сохранения и ничем не отличаются от таких же операций в других программах.
  3. Щелкните на кнопке ОК.

По умолчанию гипертекстовые документы получают расширение .НТМ на платформе Windows и .HTML на платформе Macintosh. Это соглашение устанавливается в основных настройках программы и допускает изменение.

Для сохранения документа в формате простого текстового файла достаточно присвоить ему расширение .ТХТ. В результате программа Dreamweaver переходит в режим отображения кодов, а некоторые команды и ресурсы программы блокируются. В текстовом режиме разметка документа HTML не теряется; она просто перестает интерпретироваться программой. Если текстовый документ повторно сохранить с расширением .НТМ, то исходный вид гипертекста восстанавливается.

При сохранении документов следует избегать использования специальных символов. С особенной осторожностью надо отнестись к пробельным символам, знакам пунктуации, диакритическим символам и т. п. В сети Интернет встречаются компьютеры, работающие под управлением самых разнообразных операционных систем. При передаче файлов, имена которых записываются при помощи специальных или редких символов, возможны ошибки.

Программа Dreamweaver располагает еще одной обязательной командой сохранения — Save As (Сохранить как). Техника работы с ней не имеет существенных отличий от рассмотренной команды сохранения, за одним лишь исключением. При каждом обращении к команде Save As (Сохранить как (CTRL+SHIFT+S) выводится одноименное диалоговое окно, в котором можно изменить имя или прописку файла.

4.2. Параметры документа

Любой новый документ, созданный в программе, выглядит как совершен но пустая страница с фоном белого цвета. Но даже для такого документа без содержания и форматирования требуется определить несколько важных параметров и создать исходную гипертекстовую разметку. Это базовые установки, отвечающие за кодировку, размеры полей, цвет фона, заголовок документа, раскраску ссылок и пр. Решения, принятые программой Dreamweaver по умолчанию при создании документа, не являются окончательными, и их можно изменить.

Все базовые настройки страницы сведены в единое диалоговое окно (рис. 4.1), которое называется Page Properties (Свойства страницы). Открыть это диалоговое окно можно несколькими способами:

  • командой Modify > Page Properties (Изменить > Свойства страницы) в окне документа;
  • клавиатурной комбинацией CTRL+J;
  • командой Page Properties (Изменить > Свойства страницы) контекстного меню, которое открывается при щелчке правой кнопкой мыши на любой точке фона страницы.

Рассмотрим элементы управления диалогового окна Page Properties (Свойства страницы).

Рис. 4.1. Свойства страницы

  • Title (Заголовок). Это поле служит для ввода заголовка страницы. Строка, набранная в данной секции окна, выводится в строке заголовка в окне программы просмотра. Многие поисковые машины учитывают содержимое заголовка при индексации страниц и размещении их в рубриках тематических каталогов. Следует отметить, что программа Dreamweaver располагает нескольким способами задания заголовка. Его можно набрать в поле Title панели инструментов, ввести непосредственно в дескриптор <title> в режиме отображения исходного текста, например в Инспекторе кода. Полноты ради упомянем об еще одном способе, более трудоемком по сравнению с предыдущими. Дайте команду View > Head Content (Вид > Содержимое раздела заголовков), в результате окно документа разделяется на две части. Верхняя соответствует разделу заголовков документа HTML, нижняя — телу документа. Щелкните на левой кнопке в разделе заголовков и введите название документа в единственное поле Инспектора свойств.
  • Background Image (Фоновый рисунок). В этом поле задается полное имя фонового растрового изображения. Его можно ввести с клавиатуры или выбрать при помощи кнопки Browse (Обзор), которая запускает стандартную процедуру поиска и указания файлов. Если рисунок имеет размер, меньший, чем рабочее поле страницы, то программа создаст несколько копий изображения и покроет ими все свободное пространство. Этот прием в графике иногда называют тайлинг — от английского слова tiling (мозаичное покрытие). Запретить мозаику можно при помощи стилевых спефикаций CSS. Кроме того, в растровой графике накоплено большое количество приемов, позволяющих изменить базовое изображение таким образом, чтобы скрыть граничные швы. Фоновый рисунок и фоновый цвет могут быть заданы совместно. Если заданы оба параметра: фоновый цвет и фоновый рисунок, — то предпочтение отдается рисунку. Цвет отображается в процессе загрузки страницы и виден только до полной загрузки рисунка. Если фоновый рисунок имеет прозрачные фрагменты, то сквозь них будет виден фоновый цвет.
  • Background (Фоновый цвет). Раздел предназначен для задания фонового цвета страницы. Искомый тон можно ввести в правое числовое поле, используя шестнадцатеричную нотацию. По умолчанию там задан белый цвет с кодом #FFFFFF. Щелчком по цветовому образцу слева активизируется инструмент для выбора цвета, который традиционно называется пипеткой. Щелчок пипеткой на клеточке палитры или по любому цветовому фрагменту (образцу документа или части интерфейса) делает данный цвет фоновым. Выбрать цвет можно только в окне программы и в ее палитрах.
  • Text (Текст). Раздел устанавливает цвет шрифта по умолчанию. Лю бой введенный текст окрашивается в выбранный в данном поле цвет
  • Links (Ссылки). В этом разделе задается цвет текстовых ссылок и цвет рамки вокруг графических ссылок.
  • Visited Links (Просмотренные ссылки). Устанавливается цвет, которым помечаются просмотренные ссылки.
  • Active Links (Активные ссылки). Определяет цвет активных ссылок, который появляется на короткое время после щелчка на данной ссылке. Некоторые программы просмотра игнорируют этот параметр.
  • Left Margin (Левое поле). Задает размер левого поля страницы в пикселах. Этот параметр является атрибутом дескриптора <body> и обрабатывается только броузером Internet Explorer, Его вечный визави Netscape Navigator игнорирует данную настройку.
  • Top Margin (Верхнее поле). Задает размер верхнего поля страницы в пикселах. Это число становится атрибутом дескриптора <body> и действует только для программы Internet Explorer.
  • argin Width (Ширина полей). Устанавливает ширину полей страницы. Единицей измерения служат пикселы. Параметр обрабатывается только программой Netscape Navigator.
  • Margin Height (Высота полей). Задается высота полей страницы в пикселах. Параметр действует только для программы Netscape Navigator — броузер Internet Explorer его игнорирует.
  • Document Encoding (Кодировка документа). Очень важный параметр для документов, создаваемых на русском языке. От его выбора зависит возможность представления символов кириллицы и вообще диапазон отображаемых символов. Все доступные программе кодировки сведены в список, в котором только четыре поддерживают русские буквы. Это ISO-8859-5, MacCyrillic, KOI8-R и Windows-1251. Чтобы изменить шрифты, выбранные программой для поддержки установленной кодировки, надо открыть окно основных настроек программы Dreamweaver (CTRL+U) и в разделе Font/Encoding (Шрифт/Кодировка) выбрать пропорциональный и моноширинный шрифты, а также шрифт для использования в Инспекторе кода.
  • Reload (Повторная загрузка). Кнопка выполняет те же функции, которые в растровых графических редакторах возлагаются на команду Revert (Восстановить). Она возвращает последнюю сохраненную версию документа.
  • Tracing Image (Трафаретное изображение). В данном разделе указывается изображение, которое служит образцом при работе над дизайном страницы. Это своеобразная калька, которая помогает трассировать графические элементы страницы, разметить ее планировку. Указанное изображение не появляется в окончательной версии документа.
  • Image Transparency (Прозрачность изображения). При помощи этого движка можно настроить прозрачность картинки, выбранной для трассировки.
  • Document Folder (Папка документа). Это информационное поле отображает папку, в которой сохранен данный документ.
  • Site Folder (Корневая папка узла). Информационное поле. Показывает полный путь к корневой папке Web-узла, которому принадлежит текущий документ.

Программа Dreamweaver не отображает поля в окне документа. Чтобы увидеть истинную планировку страницы вместе с полями, надо просмотреть ее в программе просмотра. Напомним, что загрузить активную страницу в броузер можно по команде File > Preview in Browser (Файл > Просмотр в броузере).

4.3. Раздел заголовков документа

Разделом заголовков принято называть часть кода, ограниченную дескриптором <head> и его завершающей частью </head>. Этот фрагмент разметки не является обязательным, но его включение в документ считается хорошим стилем и в большинстве случаев оправдано. Заголовок хранит разнообразную служебную информацию, облегчающую программам просмотра и серверам обработку данного документа. Дескрипторы заголовочного раздела выполняют самые разнообразные функции, в частности:

  • дают название документу и хранят его краткое описание;
  • определяют отношение между разными страницами;
  • хранят перечень ключевых слов;
  • указывают имя автора страницы;
  • определяют вид кодировки и тип документа и многое другое. 

Работа с дескрипторами раздела заголовков требует знания форматов записи его синтаксических конструкций и правил программной обработки Подробная информация такого рода приводится в монографиях, посвященных HTML и программированию в WWW. Пользователи, владеющие английским языком, могут обратиться к превосходному интерактивному справочнику, внедренному в оболочку программы. Напомним, что для вызова справки достаточно щелкнуть на кнопке Reference (Руководство), расположенной в правой части панели инструментов.

В состав программы включено несколько команд для вставки самых востребованных дескрипторов раздела заголовков. Работа с ними не требует знания синтаксиса HTML и ориентирована на широкий круг пользователей. От пользователя требуется определить содержательную часть кодов, а их оформление по канонам языка и размещение в заголовке документа программа берет на себя. Перечислим эти дескрипторы и атрибуты.

  • Meta (Мета). Служит для вставки глобальной информации, относящейся ко всему документу. Потребителями этих сведении могут быть как сервер, обрабатывающий страницу, так и клиент, инициировавший ее загрузку. Допускается размещать несколько дескрипторов этого типа в пределах одного заголовка.
  • Keywords (Ключевые слова). Используется для ввода ключевых слов. Эта информация учитывается поисковыми машинами при реферировании и индексировании материалов гипертекстового документа.
  • Description (Описание). Содержит описание данного сайта или страницы. Разрешает ввести в раздел заголовков любой текст, который, по мнению автора, дает полноценное представление о тематике, направленности и материалах узла.
  • Refresh (Обновление). Запускает команду, которая выполняет перезагрузку данной страницы или переход на другую страницу по указанному адресу.
  • Base (База). Устанавливает полный базовый адрес URL узла. Это позволяет свободно пользоваться относительными адресами при указании связей между документами узла. При переносе узла в другое место относительная адресация не нарушается, а меняется только постоянная часть — информация, заданная в элементе Base (База).
  • Link (Связь). Задает связь данного документа с внешними объектами: гипертекстовыми документами, таблицами стилей и др.

Для вставки дескрипторов в раздел заголовков требуется выполнить одну из команд раздела вида Insert > Head Tags (Вставка > Дескрипторы заголовка). Другая возможность - это работа с палитрой объектов.

     

  1. Откройте палитру объектов командой Window > Objects (Окно > Объекты) или при помощи комбинации клавиш CTRL+F2.
  2. Щелчком на верхней треугольной кнопке откройте меню и выберите в нем раздел Head (Заголовок).
  3. Щелкните на кнопке, отвечающей за вставку нужного дескриптора.

Каждый элемент этой группы имеет собственный набор параметров, для задания которых надо заполнить поля специальных диалоговых окон.

Description (Описание). Этот атрибут дескриптора <meta> имеет очень простые правила оформления. Его диалоговое окно состоит из одного текстового поля, в которое надо ввести содержательное описание документа. Дескриптор по требует соблюдения каких-либо синтаксических соглашений или формальных правил. Следует руководствоваться лишь здравым смыслом и правилами грамматики естественного языка. Например, он может выглядеть следующим образом:

<meta name="description" contenf="Эта страница посвящена описанию самого популярного редактора HTML Dreamweaver">

Keywords (Ключевые слова). Является атрибутом дескриптора <meta>. Работа с элементом Keywords (Ключевые слова) немногим сложнее. После вывода диалогового окна на экран от пользователя требуется набрать в единственном поле окна список ключевых слов, разделенных запятыми. В результате в раздел заголовков документа вставляется дескриптор примерно следующего вида:

<meta name-"keywords" content-"HTML, WWW, lnternet">

Refresh (Обновление). Представляет собой атрибут дескриптора <meta>. Этот атрибут требует ввода двух параметров.

  • Delay (Задержка). Длина в секундах временного интервала перед выполнением команды перехода или повторной загрузки страницы.
  • Action (Действие). Раздел служит для выбора команды. Предлагаются следующие альтернативы.
  •  

  • Go to URL (Перейти по адресу). Команда перехода к другой странице или документу. В правое поле надо просто ввести адрес страницы или разыскать ее при помощи команды Browse (Обзор).
  • Refresh This Document (Обновить данный документ). Команда повторной загрузки текущей страницы.

Вот возможный вид дескриптора:

<meta http-equiv="refresh" content="4;URL=http://www.aha.ru">

Он предписывает после задержки в 4 секунды перейти по адресу http:// www.aha.ru.

  • Base (База). Является самостоятельным дескриптором. Для полного задания требуется ввод двух параметров.
  • Href (Ссылка). Хранит полный адрес данного гипертекстового документа. Его можно ввести вручную или определить местоположение при помощи стандартной команды Browse (Обзор).
  • Target (Назначение). Задает способ вывода на экран всех связанных документов.

Пусть, для примера, базовый адрес имеет вид http://www.aha.ru/~center/, а внутри документа есть ссылка на рисунок image/backgrnd.gif. Тогда программы просмотра будут искать изображение по его полному адресу, который теперь выглядит как http://www.aha.ru/~center/image/backgrnd.gif.

  • Link (Ссылка). Этот дескриптор описывает связь между текущим документом и внешними файлами. Часто используется для ссылок на внешние таблицы стилей. Приведем атрибуты, которые требуется задать для этого дескриптора.
  • Href (Ссылка). Указывает адрес документа.
  • ID (Идентификатор). Задает уникальный идентификатор ссылки.
  • Title (Заголовок). Описание вида связи.
  • Rel (Отношение). Задает тип связи между текущим документом и целевым, то есть документом, который является источником ссылки.
  • Rev (Обратное отношение). Задает обратное отношение — между целевым и текущим документами.

Для удобства ввода описания документов и списки ключевых слов можно разрывать символом конца абзаца. Следует помнить, что интерпретаторы языка HTML игнорируют подобное форматирование; строка с принудительными разрывами будет воспринята, так же как слитная цепочка символов.

4.4. Работа с цветом

В программе Dreamweaver используется простая и весьма экономная техника работы с цветом. Необходимость в изменении цветовой составляющей возникает в разных ситуациях — может меняться цвет фона, ссылок, текста, таблицы или отдельных ее ячеек и пр.

Во всех случаях, когда параметр документа допускает цветовую настройку, программа выводит два стандартных элемента управления: прямоугольник с образцом текущего цвета и поле, в котором показаны числовое значение цвета в шестнадцатеричной системе счисления. Например, на рис. 4.1 такими параметрами являются Background (Фон), Text (Текст) и Links (Ссылки).

Новый цвет можно задать при помощи цветовых координат, которые просто вводятся в соответствующее поле диалогового окна. Однако этот способ слишком обязывающий: он требует от пользователя знания таблицы кодов цвета или обращения к справочникам.

Если щелкнуть мышкой на прямоугольнике с образцом цвета, то появится палитра цветов (рис. 4.2) и специальный инструмент для выбора цвета пипетка. Этот инструмент разрешает копировать цвет из любой области экрана, даже из других приложений. Для этого достаточно просто щелкнуть в нужной точке Рабочего стола. Это стандартная техника работы с пипеткой — так этот инструмент работает в большинстве графических программ. Щелчок вне пределов окна Dreamweaver снимает активность с программы и может вывести на передний план Рабочего стола другое приложение.

Чтобы при работе с пипеткой сохранить активность программы, надо выполнять выбор цвета при нажатой левой кнопке мыши. Ее можно отпустить после получения нужного образца цвета.

Рис. 4.2. Цветовая палитра

Рассмотрим дополнительные возможности палитры.

  • Перечеркнутая кнопка в верхнем ряду устанавливает цвет, принятый по умолчанию.
  • Кнопка, на которой изображен цветовой круг, служит для вызова специального диалогового окна. С его помощью пользователь может синтезировать новый цвет.
  • Кнопка в форме треуРугольника служит для вызова дополнительного меню. В нем объединены команды, меняющие исходную палитру. Пункты Color Cubes (Цветовые кубики) и Continuous Tone (Непрерывная шкала) выбирают безопасную палитру Web, команды Windows OS и Mac OS выводят системные палитры, команда Grayscale (Тона серого) — палитру в градациях серого;
  • Если включить флажок Snap to Web Safe (Привязка к безопасной палитре), то все нестандартные цвета автоматически заменяются близкими тонами из безопасной палитры.

4.5. Цветовые схемы

Выбор гармоничной цветовой гаммы проекта — это непростой и весьма ответственный этап создания электронного проекта. Профессионалы в области колористки знают, что существуют цвета-антагонисты, сочетание которых на одной странице производит впечатление тонового диссонанса. И наоборот, есть устойчивые цветовые комбинации; даже значительные расхождения по яркости и контрастности их составляющих не вызывают ощущения цветового рассогласования.

Универсальные рецепты, позволяющие новичку подобрать сбалансированную по тоновому разнообразию и контрасту цветовую схему для своей странички, пока не выработаны.

Разработчики программы Dreamweaver пошли по самому рациональному, проверенному пути. Они заложили в программу несколько отработанных цветовых сочетаний и разрешили их незначительную настройку. В стандартных комбинациях выбирается цвет для основных атрибутов гипертекстового документа: фона, текста и ссылок.

Набор цветовой схемы производится следующим образом.

  1. Дайте команду Commands > Set Color Scheme (Команды > Выбрать цветовую схему).
  2. Появится диалоговое окно, показанное на рис. 4.3. В списке Background (Фон) следует выбрать цвет фона, в списке Text and Links (Текст и ссылки) — задать цвет текста и ссылок.

Puc. 4.3. Цветовые схемы

     

  1. Щелкните на кнопке Apply (Применить), чтобы применить выбранные установки к активной странице.
  2. Завершите процедуру щелчком на кнопке ОК.

Эта простая команда способна предотвратить грубые ошибки при выборе основных цветовых параметров документа. А как же быть с картинками. Оставляя подробное описание темы руководствам по колористике и цветовому дизайну, приведем лишь несколько простых рекомендаций по подбору сочетаемых тонов.

Не рекомендуется пользоваться цветами, расположенными на цветовом круге рядом друг с другом. С другой стороны, полярные тона тоже плохо сочетаются на одной странице. Такие малогармоничные пары образуют, например, зеленый с фиолетовым или красный с голубым. Принято считать, что оптимальным расстоянием между цветами является примерно четверть цветового круга. Следует ограничивать цветовое разнообразие проектных решений. Страницы с большим количеством использованных красок часто вызывают ассоциации с ярмаркой или балаганом, что может быть уместно не при любой тематике Web-узла. Принято считать, что количество чистых основных тонов визуального пространства не должно превышать четырех.

4.6. Невидимые элементы

Некоторые коды разметки и объекты гипертекстового документа не имеют визуального представления, поэтому не могут быть представлены непосредственно в окне документа или отображены программой просмотра. Конечно, в кодовом режиме доступен весь наличный состав страницы: ее гипертекстовая разметка и содержательная часть, — но непосредственная работа с кодами — это удел немногих профессионалов.

Разработчики программы Dreamweaver связали со скрытыми объектами специальные значки. Это публичные представители невидимых элементомроекта; они показывают их положение на странице (не всегда), позволяют выполнять выбор, делают доступными некоторые операции редактирования.

Видимость значков скрытых объектов определяет команда View > Visual Aids > Invisible Elements (Вид > Служебная разметка > Скрытые элементы). Команда работает как флажок, каждое новое ее исполнение изменяет ранее установленный режим.

Отображение значков облегчает ориентацию в сложном, насыщенном объектами проекте. Удаление их с экрана приближает представление страницы в окне документа к ее естественному виду.

Изменение видимости скрытых объектов способно отчасти изменить планировку страницы.

Команда Invisible Elements (Скрытые элементы) допускает настройку; пользователь может указать скрытые объекты, которые попадают в область действия этой команды. Для этого надо сделать следующее.

  1. Дайте команду Edit > Preferences (Правка > Настройки).
  2. Выберите категорию Invisible Elements (Скрытые элементы).
  3. Включите отображение выбранных значков. Значки, отмеченные установленым флажком, регулируются описанной выше командой. Значки со сброшенным флажком никогда не отображаются в окне документа.

Перечислим значки скрытых объектов.

  • Named Anchors (Именованные символы привязки). Показывают расположение элементов привязки. В языке HTML им соответствуют дескрипторы вида <а name=”имя”></а>.
  • Scripts (Сценарии). Показывают расположение программных кодов, написанных на языках JavaScript и VBScript.
  • Comments (Комментарии). Помечают комментарии HTML.
  • Line Breaks (Переходы на новую строку). Значки этого вида служат маркерами специального символа — перехода на новую строку. Напомним, что этому символу соответствует код <br>.
  • Client-Side Image Maps (Изображения-карты на стороне клиента). Это значок представляет изображение-карту. Так называется растровый рисунок, который разбит на зоны, чувствительные к нажатию кнопки мыши. По сути дела, подобные картинки являются коллекциями кнопок, с каждой из которых может быть связана отдельная команда перехода.
  • Embedded Styles (Внедренные стили). Значки помечают табличные стили, расположенные непосредственно в теле документа.
  • Hidden Form Fields (Скрытые поля форм). Значки связаны с полями форм, имеющими атрибут скрытый (hidden).
  • Form Delimiter (Границы форм). Этот параметр отвечает за отображение границ вокруг форм. Это не значок в обычном понимании, а прямоугольник, нарисованный красной пунктирной линией.
  • Anchor point for Layers (Привязка слоев). Такими значками помечаются коды, определяющие слои документа. Сами слои не являются невидимыми объектами в точном смысле этого слова — невидим только их HTML-код,. Но они способны менять свою позицию в пределах документа, поэтому значки облегчают выбор и редактирование слоев.
  • Anchor point for Aligned Elements (Привязка выровненных элементов). Значки показывают расположение элементов, для которых установлено выравнивание при помощи атрибута align.
  • Server Markup Tags (ASP, CFML...) (Коды разметки сервера). Значки этого вида показывают расположение кодов разметки, которые обрабатываются сервером, а не программой просмотра. Самыми распространенными языками этого типа являются ASP (Active Server Pages) и CFML (ColdFusion Markup Language).

Перечисленные значки не только помечают позиции вставки невидимых объектов — во многих операциях редактирования они служат полноценными заменителями соответствующих фрагментов кода. Значки можно копировать при помощи буфера обмена, причем не только в пределах данного документа — их можно переносить и на другие страницы. Щелчок на значке выбирает ту часть разметки, которая отвечает за данный объект. Двойной щелчок выбирает объект и, кроме того, вызывает палитру Property Inspector (Инспектор свойств).

4.7. Визуализация документа

Программа Dreamweaver располагает несколькими вспомогательными средствами, которые облегчают создание интерактивных публикаций со сложной планировкой и элементами, требующими жесткой взаимной координации. В их число входят: размерные линейки, координатная разметочная сетка и трафаретное изображение. Эти инструменты не только облегчают монтаж страниц, насыщенных таблицами и графикой, но и способны отчасти заменить программы просмотра, поскольку дают представление об истинном дизайне проекта и его привязке к абсолютной системе координат.

Размерные линейки

Размерные линейки выполняют в программе функции, обычные для системы мер и эталонов в человеческой деятельности. Они позволяют оценить размеры объектов и привязать сложную композицию к единой системе координат.

Управление размерными линейками выполняется при помощи команд специального меню. Для доступа к нему надо дать команду View > Rulers (Вид > Линейки). Перечислим пункты этого меню.

  • Show (Показать). Эта команда, управляющая визуализацией размерных линеек, имеет клавиатурный эквивалент — CTRL+ALT+R. Повторное ее выполнение удаляет линейки с экрана.
  • Pixels (Пикселы), Inches (Дюймы), Centimeters (Сантиметры). Команды выбора единиц измерения.
  • Reset Origin (Восстановить начало координат). Начало координат можно связать с любой точкой страницы. Для этого достаточно перетащить маркер в форме крестика, расположенный на пересечении линеек, в любое место документа. Выполнение данной команды возвращает точку отсчета в исходную позицию.

Монтажная сетка

Разметочная сетка — это служебное средство, которое предназначено для выравнивания и позиционирования элементов документа: текста, рисунков, таблиц, форм и др. Это своего рода виртуальные строительные леса сложного документа. Сетка помогает выполнить трудоемкую работу но планировке страниц, расположению врезок и иллюстраций, выравниванию навигационных кнопок. После того как дизайн проекта завершен, разметочная сетка убирается с экрана.

Для вывода сетки на экран следует дать команду View > Grid > Show Grid (Вид > Разметочная сетка > Показать сетку) или воспользоваться комбинацией клавиш CTRL+ALT+G. Та же команда позволяет убрать сетку с экрана.

Команда View > Grid > Edit Grid (Вид > Разметочная сетка > Настроить сетку) выводит на экран настроечное диалоговое окно, оказанное на рис. 4.4. Рассмотрим его поля и переключатели.

    • Color (Цвет). Служит для выбора цвета разметочной сетки.
    • <Р=P ALIGN="JUSTIFY">
    • Show Grid (Показать сетку). Управляет отображением сетки.
    • Snap to Grid (Захват). Управляет режимом захвата — привязки к разметочной сетке.
    • Spacing (Расстояние). Выбирает единицы измерения и задает шаг между разметочными линиями.
    • Display (Отображение). Выбирает вид разметочных линий. Они могут быть сплошными (Lines) или отображаться мелким пунктиром (Dots).

Рис. 4.4. Настройки разметочной сетки

Трафаретное изображение

Размерные линейки и монтажная сетка являются принадлежностью любого редактора, даже с зачаточными функциями рисования. А трафаретное изображение - это уникальная особенность данной программы. Это растровая картинка, которая располагается на заднем плане документа и служит образцом при создании сложных элементов дизайна. Пользователь может изменять прозрачность изображения, добиваясь компромисса между доступностью трафарета и видимостью основных элементов дизайна.

В окне документа трафаретное изображение имеет приоритет над цветом фона и фоновым изображением, но в программах просмотра оно не отображается.

Создание трафаретного изображения выполняется следующим образом.

  1. Дайте команду View > Tracing Image > Load (Вид > Трафаретное изображение > Загрузить). Есть и другой способ — это команда Modify > Page Properties (Изменить > Свойства страницы).
  2. Появится диалоговое окно Select Image Source (Выбрать изображение), в котором следует выполнить обычную процедуру поиска файла изображения.
  3. После того как изображение найдено, программа выведет диалоговое окно Page Proprieties (Свойства страницы), в котором надо настроить прозрачность трафарета. Эту задачу решает интерактивный инструмент Image Transparency (Прозрачность изображения).

Трафаретное изображение допускает некоторую настройку. Перечислим все возможности по его редактированию, которые предоставляет программа Dreamweaver.

       

  • Для изменения положения в пределах страницы надо выполнить) команду View > Tracing Image > Adjust Position (Вид > Трафаретное изображение > Изменить положение). Программа выведет простое диалоговое окно с двумя числовыми полями, в которых надо задать новые координаты трафаретного изображения. Напомним, что отсчет ведется от левого верхнего угла страницы и не меняется при перетаскивании начала координат.
  • Трафарет можно выровнять относительно любого выбранного объекта: текста, таблицы, формы, картинки. После выравнивания совмещаются левые верхние углы трафарета и выбранного объекта. Сама команда имеет вид View > Tracing Image > Align with Selection (Вид > Трафаретное изображение > Выровнять по выбранному).
  • Чтобы восстановить положение трафарета, надо дать команду View > Tracing Image > Reset Position (Вид > Трафаретное изображение > Восстановить положение). Эта команда совмещает левый верхний угол изображения с точкой, имеющей координаты (0,0).
  • Для удаления трафаретного изображения достаточно вызвать диалоговое окно Page Proprieties (Свойства страницы) и стереть в нем строку, указывающую путь поиска для файла картинки.

4.8. Выбор объектов

В предыдущих разделах книги говорилось о различных способах и приема выбора объектов. Приведем полный перечень способов выполнения этой важной операции.

  • Самый простой способ выбора видимого объекта в окне документа это щелчок мышкой или протягивание указателя через данный объект.
  • Для выбора невидимого объекта надо сначала включить отображение его значка, а затем щелкнуть на нем. Напомним, что визуализацией значков скрытых объектов управляет команда Visual Aids (Служебная разметка) и категория основных настроек Invisible Elements (Скрытые элементы).
  • Двойной щелчок мышкой на слове выделяет его целиком.
  • При нажатой клавише SHIFT курсорные клавиши выполняют выбор символов по горизонтали или строк по вертикали. Если при этом удерживать нажатой еще и клавишу CTRL, то можно выбирать целые слова.
  • Команда Edit > Select All (Правка > Выбрать все) или ее клавиатурный эквивалент CTRL+A выполняет выбор всех объектов, размещенных в теле документа.
  • Видимо, самый удобный инструмент для работы со сложным выбором — это селектор разметки. Напомним, что этот элемент управления расположен в левой части строки состояния и выглядит как обычная последовательность дескрипторов. Программа выводит все дескрипторы, окружающие точку ввода или текущий выбор. Чем ближе код к текстовому курсору, тем правее он расположен в селекторе, Программа постоянно отслеживает все изменения в документе и обновляет селектор разметки. Щелчок на имени дескриптора в селекторе выбирает все его содержимое.
  • Работа с селектором поддержана двумя удобными клавиатурными комбинациями. Комбинация CTRL+SHIFT+< служит для выделения родительского дескриптора. Каждое ее нажатие расширяет выбор, охватывая старшие дескрипторы, расположенные левее в селекторе разметки. Для сужения области выбора — перехода к вложенным дескрипторам — надо использовать комбинацию клавиш CTRL+SHIFT+>.
  • В самых сложных случаях, когда приходиться выделять объект в предельно запутанном фрагменте документа, может помочь работа с рас тепленным окном документа. В этом режиме программа отображает планировку страницы и ее исходный код вместе дескрипторами. По виду страницы легко приблизительно определить расположение нужного объекта и поместить в это место текстовый курсор. При помощи кодовой части окна можно уточнить позицию объекта и выполнить точный выбор.

4.9. Имена объектов

Иногда объекты, расположенные на гипертекстовой странице, не могут оставаться безымянными — для корректного отображения документа в программе просмотра они должны получить собственные уникальные имена. Примерами таких объектов являются слои, формы, структурные составляющие форм, интерактивные графические кнопки и изображения и др. Система присвоения имен в программе достаточно жестко регламентирована, поскольку некорректные имена могут послужить причиной серьезных проблем в работе броузеров и даже вызвать аварийное завершение программы. Кроме того, ошибки, вызванные нелегальными именами, очень трудно правильно диагностировать.

Приведем базовые правила присвоения имен объектам программы.

  • Следует ограничить алфавит, используемый для записи имен. Безопасный набор символов включает в себя только буквы, цифры и символ подчеркивания _ (underscore).
  • Целесообразно использовать только строче символы. Записывать имена следует в одно слово. Развернутые названия, состоящие из нескольких слов, можно объединить в одно при помощи символа подчеркивания.
  • В пределах одного гипертекстового документа не должно быть повторяющихся имен — все они обязаны быть уникальными. Чтобы различить объекты, сходные по тематике и выполняемым функциям, можно к одинаковым именам добавлять порядковые номера.
  • В операционных системах, управляющих работой серверов, могут действовать различные соглашения по поводу букв нижнего и верхнего регистров. Некоторые операционные системы считают прописные и строчные буквы различными; существуют среды, в которых регистр символов не имеет значения. Чтобы избежать возможных ошибок такого рода, целесообразно ограничиться только символами нижнего регистра.
  • Пробельный символ относится к группе специальных символов, использование которых в именах и адресах способно привести к ошибкам. Поэтому вместо стандартного символа пробела, код ASCII которого равен 32, следует использовать его шестнадцатеричный эквивалент %20.
  • Начальным символом в именах объектов должна быть буква. Лексические анализаторы многих программ считают нелегальными именами, начинающиеся с цифры. На внутренних позициях именных строк применение цифр не ограничивается.
  • Запрещается присваивать объектам зарезервированные и предопределенные имена. Например, имена for, document, string имеют в языке JavaScript фиксированный смысл. Их переопределение может запутать интерпретатор языка и вызвать ошибки.

4.10. Поиск и замена

Процедуры поиска и замены — это неотъемлемые атрибуты любого современного редактора: текстового, гипертекстового или графического. Без автоматизации поисковых процедур работа со сложными документами была весьма затруднительной.

Программа Dreamweaver разрешает запускать команды поиска и замены во всех разделах программы, где приходится работать с большими массивами информации. Это, прежде всего, окно документа, Инспектор кода и Диспетчер узла. Областью поиска может служить отдельный документ, часть сайта, ограниченная выбранной папкой, или весь Web-узел. В качестве поискового образца разрешается выбирать имена файлов, текст, текстовое содержимое дескрипторов определенного вида, коды гипертекстовой разметки.

Способы запуска команды поиска стандартны. Для всех средств системы Dreamweaver этот вызов осуществляется командой Edit > Find and Replace (Правка > Поиск и замена) или нажатием комбинации клавиш CTRL+F. Возможные области поиска зависят от средства, которое инициировало процедуру. Поисковые процедуры требуют выбора нескольких параметров — нужно задать критерий поиска, область, дополнительные условия и т. п. Для ввода параметров служит специальное диалоговое окно Find (Поиск), вид которого меняется в зависимости от выбранного режима. Простейший вариант окна представлен на рис. 4.5.

Это окно содержит ряд элементов управления.

  • Список Find In (Где искать) содержит перечень возможных зон поиски Перечислим их:

Рис. 45. Диалоговое окно поиска

  •  Current Document (Текущий документ);

  • Entire Local Site (Локальная версия узла);

  • Selected Files in Site (Выбранные файлы узла);

  • Folder (Папка).

  • Список Search For (Искать) содержит типы объектов поиска. С его помощью можно уточнить, что именно мы ищем: текст, дескрипторы, содержание дескрипторов и пр. От выбранного в списке пункта зависит внешний вид диалогового окна и состав его полей и переключателей. Перечислим все доступные типы объектов поиска:
  • Source Code (Код разметки);

  • Text (Текст);

  • Text (Advanced) (Расширенный поиск);

  • Specific Tag (Заданные дескрипторы).

  • Поле Replace With (Заменить на) хранит информацию о требуемой замене.
  • Три флажка: Match Case (Совпадение регистров), Ignore Whitespace Differences (Игнорировать количество пробелов), Use Regular Expressions (Использовать метасимволы) — предназначены для уточнения режима поиска. Если установлен первый из них, то в процессе поиска будет учитываться регистр символов. Второй флажок игнорирует различия в количестве пробелов между символами. В этом случае любое число пробелов, следующих один за другим, рассматривается как один пробел. Третий флажок включает режим поиска с использованием специальных подстановочных символов (метасимволов).
  • Две безымянные кнопки, расположенные напротив флажка Match Case (Совпадение регистров), выполняют сохранение и загрузку сложных образцов поиска. Чтобы не вводить сложные критерии поиска заново их можно сохранять в файле с расширением .DWQ. Записанные критерии доступны для загрузки в другие документы и во время последующих сеансов работы с данным документом.
  • Кнопка Find Next (Найти далее) запускает процедуру поиска.
  • Кнопка Find All (Найти все) инициирует поиск всех вхождений поискового образца в заданную область.
  • Кнопка Close (Закрыть) отменяет поиск и закрывает окно.
  • В правом нижнем углу диалогового окна расположена плохо заметная кнопка треугольной формы. Она служит для раскрытия диалогового окна. Ее нажатие выводит на экран нижнюю скрытую часть окна, где выводятся результаты работы команды Find All (Найти все). Двойной щелчок на имени документа открывает новое окно с загруженным документом и выбирает вхождение поискового образца.
  • Кнопка Replace (Заменить) служит для запуска двухшаговой процедуры, на первом этапе которой ищется следующее вхождение поискового образца, на втором — оно заменяется содержимым, введенным в поле Replace With (Заменить на).
  • Кнопка Replace All (Заменить все) инициирует поиск и автоматическую замену во всей заданной области поиска.

Сложные запросы для команды Find and Replace (Найти и заменить.) сохраняются в файлах с расширением .DWR. Фактически запросы сохраняются как файлы XML, поэтому в особенно сложных случаях их можно открывать в текстовом редакторе (и даже в самой программе Dreamweaver) и редактировать вручную.

Поиск текста

Поиск текстового образца в текущем документе или по всему узлу почти не имеет отличий от привычной процедуры поиска в текстовых редактоpax. Критерий поиска вводится в поле, которое расположено с правой стороны от списка Search For (Искать).

Пошаговый поиск запускается щелчком на кнопке Find Next (Найти далее). Найденные вхождения поискового образца выбираются, и пользователь может внести в окно документа все необходимые коррективы. Если поиск ведется во всем сайте или в выбранной папке, то программа откроет каждый документ, содержащий поисковый образец, в отдельном окне.

Общий поиск выполняется по команде Find All (Найти все). После просмотра заданной области программа выводит итоговую сводку в нижней части диалогового окна Find and Replace (Найти и заменить). Чтобы перейти к выбранному документу, достаточно дважды щелкнуть по его имени в этой части окна.

Если перед вызовом команды выбрать текст в окне документа, то он автоматически используется в качестве критерия. Это соглашение работает только при поиске в пределах текущего документа. Следует помнить о том, что поисковый образец копируется из окна Инспектора кода, а представления строчек в окне редактирования и в Инспекторе кода могут немного отличаться.

Однажды введенный поисковый образец сохраняется в поле диалогового окна до тех пор, пока не введен другой критерий. Чтобы выполнить повторный поиск с прежними параметрами, следует воспользоваться командой File > Find Next (Файл > Найти далее) или нажать клавишу F3.

Поиск кода

Программа располагает возможностью выполнять поиск в области гипертекстовой разметки одного документа или нескольких документов сайта.

Перечислим все доступные режимы.

  • Поиск по всей гипертекстовой разметке. В этом режиме код HTML документа обрабатывается как обычный текст. В область поиска входит вся разметка, вместе с дескрипторами, атрибутами, сценариями и пр.
  • Поиск текста, входящего в область действия заданного дескриптора.
  • Поиск заданных дескрипторов или их атрибутов.

Поиск в Инспекторе кода

Этот режим поиска значительно расширяет возможности пользователя по обработке документа, поскольку Инспектор кода открывает доступ к таким атрибутам разметки, которые не видны в окне редактирования. В окне инспектора можно искать и изменять как содержание документа, так и его коды HTML.

Поиск в Инспекторе кода выполняется следующим образом.

  1. Дайте команду Edit > Find and Replace (Правка > Найти и заменить).
  2. В списке Find In (Где искать) выберите область поиска.
  3. В списке Search For (Искать) выберите пункт Source Code (Код разметки)
  4. Введите критерий поиска. Это может быть любая последовательность символов — комбинация текста, дескрипторов, атрибутов и программных кодов.
  5. Уточните режим поиска и запустите процедуру щелчком на кнопке Find Next (Найти далее) или Find All (Найти все).

Программа откроет Инспектор кода и все найденные вхождения поискового образца будет выбирать в этом окне.

Расширенный поиск

Режим расширенного поиска — это мощное средство, которое дает возможность с максимальной точностью задавать области и критерии поиска.

Запуск этой процедуры выполняется следующим оазом.

  1. Дайте команду Edit > Find and Replace (Правка > Найти и заменить) из окна документа или Диспетчера узРзла.
  2. В списке Find In (Где искать) уточните область поиска.
  3. В списке Search For (Искать) выбрать пункт Text (Advanced) (Расширенный поиск). Диалоговое окно с дополнительными параметрами расширенного поиска показано на рис. 4.6.
  4. Введите поисковый образец и выберите значения дополнительных параметров.
  5. Уточните режимы поиска и запустите процедуру щелчком на кнопке Find Next (Найти далее) или Find All (Найти все).

По последовательности действий эта процедура ничем не отличается от рассмотренных ранее. Все своеобразие расширенного режима заключается в возможности подключения нескольких фильтров, которые ограничивают поисковое пространство и способны существенно повысить эффективность команды.

Puc. 4.6. Расширенный поиск

Фильтрация — это задание области действия команды с учетом выбранных пользователем дескрипторов и атрибутов. При помощи кнопки со знаком + можно добавлять новые фильтры, кнопка со знаком - служит для их удаления. Фильтрация требует задания специфических параметров, для ввода которых следует воспользоваться дополнительными ассоциированными полями и списками. Их программа выводит с правой стороны от основного поля.

Рассмотрим типы фильтров.

  1. Inside Tag (Внутри дескриптора). Ограничивает область поиска заданными дескрипторами. Сам дескриптор следует выбрать из списка, расположенного справа от поля.
  2. Not Inside Tag (Вне дескриптора). Запрещает поиск в области действия выбранных дескрипторов. Тип дискриминируемого кода разметки выбирается из списка, который находится справа от поля.
  3. With Attribute (С атрибутом). Сводит область поиска к содержимому дескрипторов с заданными атрибутами. Тип атрибута можно задать в списке справа, содержимое которого зависит от выбранною рапсе дескриптора. Здесь же можно уточнить значение атрибута. Для этого в ассоциированном списке надо выбрать тип отношения: = (равно),< (меньше), > (больше), != (не равно) и задать пороговое значение в самом правом поле этой строки.
  4. Without Attribute (Без атрибута). Исключает из области поиска содержимое выбранных дескрипторов с заданными атрибутами. Выбор и уточнение последних выполняется так же, как описано в предыдущем пункте.
  5. Containing (Содержащий). Ограничивает область поиска выбранными дескрипторами с заданным текстовым содержимым или кодами разметки. Чтобы задать текст внутри дескриптора, требуется выбрать в ассоциированном списке пункт Text (Текст) и ввести нужную строку. Для уточнения вложенных кодов требуется выбрать пункт Tag (Дескриптор) в том же списке и нужный дескриптор из ассоциированного списка.
  6. Not Containing (He содержащий). Этот фильтр по технике настройки ничем не отличается от предыдущего, только он не прибавляет, а вычитает заданную область из общего поискового просанства.

Если при помощи кнопки со знаком + добавить в диалоговое окно расширенного поиска достаточно много новых фильтров, то управляющие кнопки выйдут за пределы видимой области окна. Чтобы очистить диалоговое окно, надо в поле Search For (Искать) выбрать пункт Text (Текст) а затем опять Text (Advanced) (Расширенный поиск). Такое переключение вызовет “обнуление” списка дополнительных фильтров.

Поиск дескрипторов

В этом режиме пользователь может выполнить поиск определенного дескриптора, отдельно или вместе с заданным атрибутом. Эти параметры предназначены для ограничения области поиска; они представляют собой критерии, применимые к документу, сайту или содержимому выбранной папки. Тех же результатов можно добиться, работая с Инспектором кода режиме обычного поиска, но многие конструкции языка HTML неудобны для ввода из-за своей длины и многочисленности параметров. Не всякий искушенный Web-дизайнер помнит наизусть несколько сотен ключевых слов, вошедших в стандарт международного консорциума W3C. Их число может существенно возрасти при использовании заказных и нестандартных дескрипторов (например ColdFusion).

Поиск дескрипторов выполняется следующим образом.

  1. Дайте команду File > Find and Replace (Файл > Найти и заменить) в окне редактирования или Диспетчера узла.
  2. Задайте область поиска в списке Find In (Где искать).
  3. Выберите пункт Tag (Дескриптор) в списке Search For (Искать).
  4. Выберите дескриптор и его атрибуты.
  5. Уточните режимы поиска, выставив требуемые значения флажков Match Case (Совпадение регистров), Ignore Whitespace Differences (Игнорировать количество пробелов), Use Regular Expressions (Использовать метасимволы).
  6. Запустите процедуру поиска щелчком на кнопке Find Next (Найти далее) или Find All (Найти все).

Выбор дескрипторов, задание атрибутов и заполнение дополнительных полей, которые открывает программа в этом режиме, выполняются так же, как при расширенном поиске (см. раздел “Расширенный поиск”). Для добавления и удаления атрибутов используются клавиши со знаками + и -.

Рис. 4.7. Поиск дескрипторов

Вместо утомительного подчас пролистывания длинных списков дескрипторов и атрибутов можно воспользоваться следующим приемом. Откройте список и начните ввод первых букв названия. Программа перейдет в ту часть упорядоченного по алфавиту списка, который начинается с указанных символов.

Поиск с использованием регулярных выражений

Этот режим поиска предоставляет пользователю самые большие возможности для составления сложных критериев, которые способны учитывать особенности расположения символов и структуру документа. Регулярные выражения представляют собой шаблоны, которые могут принимать символьные или строковые значения, обобщая содержимое документа. Многие операционные системы и программы, обрабатывающие большие информационные массивы, располагают подобными средствами. Регулярные выражения, которые предлагает пакет Dreamweaver, по синтаксису и выразительным возможностям близки к аналогичным средствам операционной системы UNIX.

Для работы с регулярными выражениями требуется включить флажок Usе Regular Expression (Использовать регулярные выражения) в диалоговом окне по иска или замены.

Групповые символы

Групповые символы (wildcards) - это простейший тип регулярных выражений. Они служат для обозначения местоположения одиночных символов различных видов и типов. В таблице 4.1 представлеРены все групповые символы программы.

Некоторые специальные символы в поисковых образцах могут использоваться двояко: как конструктивные элементы регулярных выражений или текстуально. В первом случае они способны принимать различные значения, во втором — представляют только самих себя.

Чтобы программа поиска интерпретировала спецсимволы как литеры, а не как регулярные подвыражения, их следует записывать после знака обратной косой черты, например \* или \\.

Символьные позиции и повторения

С помощью регулярных выражений можно ограничить область поиска определенными позициями в строке или слове. Кроме того, это средство дает возможность формулировать поисковые критерии для нахождения повторяющихся последовательностей символов. Сочетание этих режимов значительно увеличивает и потенциал команды Find and Replace (Найти и заменить).

Таблица 4.1. Групповые символы

Групповой символ

Значение

Пример

(точка)

Любой одиночный символ, исключая символ перевода строки

Поисковый образец w.d будет соответствовать wide, но не world

\w

Любой буквенно-цифровой символ, включая и символ подчеркивания. В эту группу входят прописные строчные символы латиницы, цифры и символ подчеркивания _ (underscore)

Выражение sm\wl отвечает словам smile и small

\W

Любой не алфавитный символ

Так, адрес электронной почты shark@mail.ru можно найти по запросу shark\Wmail.ru

\d

Любая цифра

Flash\d соответствует всем версиям программы Flash

\D

Любой символ, не являющийся цифрой

Образец Flash\D версий программы обозначать не может, но зато подходит под слово Flashing или Flashgun

\s

Символ пробела или его I заменители: табулятор, прогон страницы, прогон строки

Выражение \smedia отвечает слову media, но не названию фирмы Macromedia

\S

Любой символ, кроме пробела и его заменителей

Выражение \Smedia годится как образец для слова Macromedia, но не соответствует media

\t

Любой одиночный символ табуляции

 

\f

 

Символ прогона

страницы

 

\n

Символ прогона строки

 

\r

Символ возврата каретки

 

В таблице 4.2 представлены все конструкции, которые служат для задания положения и повторения поисковых образцов.

Таблица 4.2. Указание позиций и повторений символов

Символ

Значение

Пример

^

Начало строки

^а означает букву а в начале строки. Этому образцу соответствует слово automobile, если оно занимает первое место в строке

$

Конец строки

$r соответствует слову father, стоящему в конце строки, но не слову race

\b

Граница слова — пробел или символ конца строки

/bb разрешает найти слово book, но не textbook

\B

Не крайняя буква

/Bt соответствует simpletext, но не реагирует на слово textbook

*

Повторение предшествующего символа ноль или более раз

b*c может означать ВВС и cabin

+

Повторение предшествующего символа один или более раз

b+c подходит для ВВС, но не для cabin

?

Наличие или отсутствие предшествующего

символа

st?un соответствует словам sun и stun

{n}

Число повторений предшествующего символа равно n

с{2} подходит для слова accelerator, но не соответствует слову academic

{n.m}

Минимум n и максимум m предшествующих символов

F{2,4} позволяет найти числа в шестнадцатеричной записи #FF0012 и #FFFF

Символьные диапазоны

С помощью регулярных выражений можно выполнять поиск символов, по критерию вхождения или не вхождения в заданный пользователем диапазон литер.

В таблице 4.3 представлены все строительные элементы, используемые в регулярных выражениях этого типа.

Таблица 4.3. Задание символьных диапазонов

Символ

Значение

Пример

[abc]

Любой из символов, указанных в квадратных скобках

 

|^abc]

Любые символы, кроме букв, стоящих в квадратных скобках

 

[a-z]

Любые символы в диапазоне с указанными границами

[а-с] позволяет организовать поиск всех вхождений букв a, b и с

х|у

Любая из строчек, разделенных вертикальной чертой

gif |jpg соответствует двум форматам графических файлов gif и jpg

Замена

Операция замены — это родственная поиску команда; в большинстве текстовых, гипертекстовых и графических редакторов эти команды имеют схожую технику и соседствуют в меню и диалоговых окнах. Программа Dreamweaver в этом смысле не является исключением из общего правила. В ней операции поиска и замены имеют одинаковые режимы и используют одно диалоговое окно для своей настройки, запуска и вывода результатов.

Для управления заменой служат три элемента управления.

  • Replace With (Заменить на). Поле предназначено для ввода образцов замены.
  • Replace (Заменить). Кнопка запускает команду поиска следующего вхождения поискового образца и его замены.
  • Replace All (Заменить все). Кнопка инициирует процедуру глобального поиска и замены.

Команда замены работает во всех режимах и областях, доступных для простого поиска. В режиме поиска дескрипторов (Specific Tag) потенциал этой команды намного превосходит все остальные ее возможности. Она позволяет пользователю внести в исходную разметку документа любые изменения — от тончайшей настройки отдельных атрибутов до масштабного перекодирования больших кодовых фрагментов. Так, с ее помощью можно:

  • менять или удалять дескрипторы;
  • задавать значения атрибутов дескрипторов;
  • удалять выбранные атрибуты;
  • добавлять текстовое содержимое или коды разметки перед и после заданного дескриптора-контейнера.

Диалоговое окно команды замены дескрипторов показано на рис. 4.7. Кроме знакомых кнопок и полей, предназначенных для задания области поиска, выбора фильтров и управления всей процедурой, оно имеет список Action (Действие), с помощью которого выполняется основная настройка команды.

Puc. 4.7. Замена кодов

Рассмотрим список возможных действий раздела Action (Действие).

  • Replace Tag & Content (Заменить дескриптор и содержимое). Меняет выбранный дескриптор и его содержимое на заданную в поле With (На) строчку. Последняя может включать в себя любые коды разметки языка HTML.
  • Replace Content Only (Заменить содержимое). Меняет содержимое выбранного дескриптора на заданную строчку, в состав которой могут входить коды разметки.
  • Remove Tag & Content (Удалить дескриптор и содержимое). Удаляет выбранный дескриптор и его наполнение.
  • Strip Tag (Удалить дескриптор). Удаляет дескриптор, оставляя его содержимое неизменным.
  • Change Tag (Изменить дескриптор). Выполняет замену дескриптора, выбранного в поле Find What (Найти), на выбранный дескриптор поля То (На).
  • Set Attribute (Задать значение атрибута). Задает значения существующих атрибутов или вставляет новые атрибуты с выбранными пользователем значениями.
  • Remove Attribute (Удалить атрибут). Удаляет выбранный атрибут.
  • Add Before Start Tag (Добавить перед открывающим дескриптором). Вставляет текстовую строку перед заданным открывающим дескриптором. Строка может включать любые коды разметки.
  • Add After End Tag (Добавить после закрывающего дескриптора). Вставляет текстовую строку (с кодами разметки или без оных) после заданного закрывающего дескриптора.
  • Add After Start Tag (Добавить после открывающего дескриптора). Вставляет текстовую строку после выбранного открывающего дескриптора. Строка может включать любые коды разметки.
  • Add Before End Tag (Добавить перед закрывающим дескриптором). Встав-ляет текстовую строку (с кодами разметки или без оных) после выбранного закрывающего дескриптора.

Не все перечисленные настройки команды замены дескрипторов являются универсальными. В языке HTML есть одиночные коды разметки и дескрипторы без параметров, выбор которых существенно ограничивает список доступных настроечных параметров. В таких случаях программа делает недоступными соответствующие поля и списки диалогового окна Replace (Замена).

4.11. Сохранение поисковых образцов

Сложные поисковые процедуры часто требуют тонкой, глубокой настройки параметров диалогового окна Find and Replace (Найти и заменить). Среди всех режимов поиска своей трудоемкостью и обилием опций выделяется режим Specific Tag (Заданные дескрипторы), который дает разработчику очень широкие возможности по изменению исходного кода гипертекстового документа. Если бы каждый поисковый сеанс требовал повторного ввода многочисленных настроечных параметров, то полезность такой команды была бы спорной. Программа Dreamweaver разрешает сохранять поисковые образцы в специальном файле с расширением .DWR и загружать сохраненные образцы в поля диалогового окна Find and Replace (Найти и заменить). Процедура сохранения очень проста.

  1. Откройте диалоговое окно Find and Replace (Найти и заменить).
  2. Создайте запрос на поиск. Для этого выберите требуемый режим и заполните все нужные поля окна.
  3. Щелкните на кнопке Save Query (Сохранить запрос). Она расположена в правой части диалогового окна и представлена значком с изображением гибкого диска.

По умолчанию запросы сохраняются в каталоге Configurations\Queries в файле с именем, выбранным пользователем, и расширением .DWR. Для загрузки сохраненного запроса щелкните на кнопке Load Query (Загрузить запрос) и выберите файл, хранящий нужные поисковые параметры. Эта кнопка расположена левее кнопки сохранения.

[ Назад ] | [ Содержание ] | [ Дальше ]

 
купить нарядное вечернее платье для женщины | Горячая линия министерства здравоохранения. Горячая линия министерсва здравоохранения.
 
Интересное в сети
10 новых программ
CodeLobster PHP Edition 3.7.2
WinToFlash 0.7.0008
Free Video to Flash Converter 4.7.24
Total Commander v7.55
aTunes 2.0.1
Process Explorer v12.04
Backup42 v3.0
Predator 2.0.1
FastStone Image Viewer 4.1
Process Lasso 3.70.4
FastStone Image Viewer 4.0
Xion Audio Player 1.0.125
Notepad GNU v.2.2.8.7.7
K-Lite Codec Pack 5.3.0 Full

Наши сервисы
Рассылка новостей. Подпишитесь на рассылку сейчас и вы всегда будете в курсе последних событий в мире информационных технологий.
Новостные информеры. Поставьте наши информеры к себе и у вас на сайте появится дополнительный постоянно обновляемый раздел.
Добавление статей. Если вы являетесь автором статьи или обзора на тему ИТ присылайте материал нам, мы с удовольствием опубликуем его у себя на сайте.
Реклама на сайте. Размещая рекламу у нас, вы получите новых посетителей, которые могут стать вашими клиентами.
 
Это интересно
 

Copyright © CompDoc.Ru
При цитировании и перепечатке ссылка на www.compdoc.ru обязательна. Карта сайта.
 
Rambler's Top100