Большой архив статей, книг, документации по программированию, вебдизайну, компьютерной графике, сетям, операционным системам и многому другому
 
<Добавить в Избранное>    <Сделать стартовой>    <Реклама на сайте>    <Контакты>
  Главная Документация Программы Обои   Экспорт RSS E-Books
 
 

  Раздел: Компьютерная документация -> Операционные системы -> Linux

 

Анатомия ядра Linux

Ядро Linux - это центральная часть большой и сложной операционной системы. При этом, несмотря на колоссальные размеры, оно имеет четкую структурную организацию в виде подсистем и уровней. В этой статье мы рассказываем об общей структуре ядра Linux и знакомим вас с его основными подсистемами и базовыми интерфейсами. Везде, где это возможно, мы приводим ссылки на другие статьи IBM, где вы сможете найти углубленную информацию.

Поскольку цель данной статьи - познакомить вас с ядром Linux и дать обзор его архитектуры и основных компонентов, давайте начнем с краткого обзора истории ядра Linux, затем рассмотрим архитектуру ядра Linux "с высоты птичьего полета", и, наконец, обсудим его основные подсистемы. Ядро Linux насчитывает свыше шести миллионов строк, поэтому данное введение не может быть исчерпывающим. Для получения более подробной информации пользуйтесь ссылками на дополнительные ресурсы.

Краткий обзор истории Linux

Linux или GNU/Linux?
Возможно, вы заметили, что, говоря о Linux как операционной системе, ее иногда называют "Linux", а иногда - "GNU/Linux". Дело в том, что Linux - это лишь ядро операционной системы. Множество приложений, которые обеспечивают практическую применимость этой ОС, называют программным обеспечением GNU. Например, за пределами ядра находятся оконная система, компилятор, различные командные оболочки, средства разработки, редакторы, утилиты и другие приложения, многие из которых являются программными продуктами GNU. В связи с этим многие считают более подходящим для операционной системы название "GNU/Linux", а термин "Linux" относят собственно к ядру.

Хотя Linux, по всей видимости, является самой популярной операционной системой с открытым исходным кодом, на самом деле ее история в сравнении с другими операционными системами относительно коротка. На заре компьютерной эры программисты разрабатывали свои программы для "голой" аппаратуры, используя языки, понятные для этой аппаратуры. В отсутствие операционной системы использовать всю большую и дорогую вычислительную машину в каждый конкретный момент времени могло только одно приложение (и один пользователь). Первые операционные системы были разработаны в 1950-е годы, чтобы облегчить жизнь разработчиков. В качестве примера можно назвать General Motors Operating System (GMOS), разработанную для IBM 701, и FORTRAN Monitor System (FMS), созданную North American Aviation для IBM 709.

В 1960-е годы в Массачусетском Технологическом институте (MIT) и в ряде компаний была разработана экспериментальная операционная система Multics (Multiplexed Information and Computing Service) для машины GE-645. Один из разработчиков этой ОС, компания AT&T, отошла от Multics и в 1970 году разработала свою собственную систему Unics. Вместе с этой ОС поставлялся язык C. При этом C был разработан и написан так, чтобы обеспечить переносимость разработки операционной системы.

Двадцать лет спустя Эндрю Танненбаум (Andrew Tanenbaum) создал микроядерную версию UNIX® под названием MINIX (minimal UNIX), которая могла работать на небольших персональных компьютерах. Эта операционная система с открытым исходным кодом вдохновила Линуса Торвальдса (Linus Torvalds) на разработку первой версии Linux в начале 1990-х (см. Рис. 1).


Рис. 1. Краткая история основных выпусков ядра Linux
Краткая история основных выпусков ядра Linux

Linux быстро превратился из инициативы энтузиаста-одиночки во всемирный проект, в котором участвуют тысячи разработчиков. Одним из важнейших решений в судьбе Linux стало принятие лицензии GNU General Public License (GPL). GPL защитила ядро Linux от коммерческой эксплуатации и одновременно открыла путь к использованию разработок сообщества пользователей проекта GNU, основанного Ричардом Столлменом (Richard Stallman), объемы кода которого значительно превосходят даже объем ядра Linux. Это позволило использовать в Linux такие полезные приложения, как комплекс компиляторов GNU Compiler Collection (GCC) и различные командные оболочки.


Введение в ядро Linux

Перейдем к общему обзору архитектуры операционной системы GNU/Linux. Операционную систему можно условно разделить на два уровня, как показано на Рис. 2.


Рис. 2. Фундаментальная архитектура операционной системы GNU/Linux
Фундаментальная архитектура операционной системы GNU/Linux
Методы интерфейса системных вызовов (SCI)
Реальная архитектура Linux не вполне следует "идеальной" модели, показанной на Рис. 2. Например, механизм обработки системных вызовов (переход от пространства пользователя к пространству ядра) может быть разным для разных архитектур. В более современных процессорах с архитектурой x86, имеющих поддержку инструкций виртуализации, этот процесс осуществляется эффективнее, чем в старых процессорах x86, где применяется традиционный подход с использованием прерывания int 80h.

На верхнем уровне находится пользовательское пространство (пространство приложений). Здесь исполняются приложения пользователя. Под пользовательским пространством располагается пространство ядра. Здесь функционирует ядро Linux.

Имеется также библиотека GNU C (glibc). Она предоставляет интерфейс системных вызовов, который обеспечивает связь с ядром и дает механизм для перехода от приложения, работающего в пространстве пользователя, к ядру. Это важно, поскольку ядро и пользовательское приложение располагаются в разных защищенных адресных пространствах. При этом, в то время как каждый процесс в пространстве пользователя имеет свое собственное виртуальное адресное пространство, ядро занимает одно общее адресное пространство. Более подробную информацию можно найти в литературе, ссылки на которую приведены в разделе "Ресурсы".

Ядро Linux можно, в свою очередь, разделить на три больших уровня. Наверху располагается интерфейс системных вызовов, который реализует базовые функции, например, чтение и запись. Ниже интерфейса системных вызовов располагается код ядра, точнее говоря, архитектурно-независимый код ядра. Этот код является общим для всех процессорных архитектур, поддерживаемых Linux. Еще ниже располагается архитектурно-зависимый код, образующий т.н. BSP (Board Support Package - пакет поддержки аппаратной платформы). Этот код зависит от процессора и платформы для конкретной архитектуры.


В начало

Свойства ядра Linux

Обсуждая архитектуру большой и сложной системы, можно рассматривать ее со многих разных точек зрения. Одна из целей архитектурного анализа может состоять в том, чтобы лучше понять исходный код системы. Именно этим мы здесь и займемся.

В ядре Linux реализован целый ряд важных архитектурных элементов. И на самом общем, и на более детальных уровнях ядро можно подразделить на множество различных подсистем. С другой стороны, Linux можно рассматривать как монолитное целое, поскольку все базовые сервисы собраны в ядре системы. Такой подход отличается от архитектуры с микроядром, когда ядро предоставляет только самые общие сервисы, такие как обмен информацией. ввод/вывод, управление памятью и процессами, а более конкретные сервисы реализуются в модулях, подключаемых к уровню микроядра. Каждая из этих точек зрения имеет свои достоинства, но я здесь не буду вдаваться в это обсуждение.

С течением времени ядро Linux стало более эффективным с точки зрения использования памяти и процессорных ресурсов и приобрело исключительную стабильность. Однако самый интересный аспект Linux, учитывая размер и сложность этой системы - это ее переносимость. Linux можно откомпилировать для огромного количества разных процессоров и платформ, имеющих разные архитектурные ограничения и потребности. Например, Linux может работать на процессоре как с блоком управления памятью (MMU), так и без MMU. Поддержка процессоров без MMU реализована в версии ядра uClinux. Более подробную информацию см. в разделе "Ресурсы".


В начало

Основные подсистемы ядра Linux

Давайте рассмотрим некоторые основные компоненты ядра Linux, следуя структуре, изображенной на рис. 3.


Рис. 3. Один из возможных взглядов на архитектуру ядра Linux
Один из возможных взглядов на архитектуру ядра Linux

Интерфейс системных вызовов

SCI - это тонкий уровень, предоставляющий средства для вызова функций ядра из пространства пользователя. Как уже говорилось, этот интерфейс может быть архитектурно зависимым, даже в пределах одного процессорного семейства. SCI фактически представляет собой службу мультиплексирования и демультиплексирования вызова функций. Реализация SCI находится в ./linux/kernel, а архитектурно-зависимая часть - в ./linux/arch. Более подробные сведения об этом компоненте можно найти в разделе Ресурсы.

Управление процессами

Что такое ядро?
Как показано на Рис. 3, ядро по сути представляет собой диспетчер ресурсов. Независимо от того, что представляет собой управляемый ресурс - процесс, память или аппаратное устройство, - ядро организует и упорядочивает доступ к ресурсу множества конкурирующих пользователей (как в пространстве ядра, так и в пространстве пользователя).

Управление процессами сконцентрировано на исполнении процессов. В ядре эти процессы называются потоками (threads); они соответствуют отдельным виртуализованным объектам процессора (код потока, данные, стек, процессорные регистры). В пространстве пользователя обычно используется термин процесс, хотя в реализации Linux эти две концепции (процессы и потоки) не различают. Ядро предоставляет интерфейс программирования приложений (API) через SCI для создания нового процесса (порождения копии, запуска на исполнение, вызова функций Portable Operating System Interface [POSIX]), остановки процесса (kill, exit), взаимодействия и синхронизации между процессами (сигналы или механизмы POSIX).

Еще одна задача управления процессами - совместное использование процессора активными потоками. В ядре реализован новаторский алгоритм планировщика, время работы которого не зависит от числа потоков, претендующих на ресурсы процессора. Название этого планировщика - O(1) - подчеркивает, что на диспетчеризацию одного потока затрачивается столько же времени, как и на множество потоков. Планировщик O(1) также поддерживает симметричные многопроцессорные конфигурации (SMP). Исходные коды системы управления процессами находятся в ./linux/kernel, а коды архитектурно-зависимой части - в ./linux/arch). Более подробную информацию об этом алгоритме см. в разделе Ресурсы.

Управление памятью

Другой важный ресурс, которым управляет ядро - это память. Для повышения эффективности, учитывая механизм работы аппаратных средств с виртуальной памятью, память организуется в виде т.н. страниц (в большинстве архитектур размером 4 КБ). В Linux имеются средства для управления имеющейся памятью, а также аппаратными механизмами для установления соответствия между физической и виртуальной памятью.

Однако управление памятью - это значительно больше, чем просто управление буферами по 4 КБ. Linux предоставляет абстракции над этими 4 КБ буферами, например, механизм распределения slab allocator. Этот механизм управления базируется на 4 КБ буферах, но затем размещает структуры внутри них, следя за тем, какие страницы полны, какие частично заполнены и какие пусты. Это позволяет динамически расширять и сокращать схему в зависимости от потребностей вышележащей системы.

В условиях наличия большого числа пользователей памяти возможны ситуации, когда вся имеющаяся память будет исчерпана. В связи с этим страницы можно удалять из памяти и переносить на диск. Этот процесс обмена страниц между оперативной памятью и жестким диском называется подкачкой. Исходные коды управления памятью находятся в ./linux/mm.

Виртуальная файловая система

Еще один интересный аспект ядра Linux - виртуальная файловая система (VFS), которая предоставляет общую абстракцию интерфейса к файловым системам. VFS предоставляет уровень коммутации между SCI и файловыми системами, поддерживаемыми ядром (см. Рис. 4).


Рис. 4. VFS предоставляет коммутационную матрицу между пользователями и файловыми системами
VFS предоставляет коммутационную матрицу между пользователями и файловыми системами

На верхнем уровне VFS располагается единая API-абстракция таких функций, как открытие, закрытие, чтение и запись файлов. На нижнем уровне VFS находятся абстракции файловых систем, которые определяют, как реализуются функции верхнего уровня. Они представляют собой подключаемые модули для конкретных файловых систем (которых существует более 50). Исходные коды файловых систем находятся в ./linux/fs.

Ниже уровня файловой системы находится кэш буферов, предоставляющий общий набор функций к уровню файловой системы (независимый от конкретной файловой системы). Этот уровень кэширования оптимизирует доступ к физическим устройствам за счет краткосрочного хранения данных (или упреждающего чтения, обеспечивающего готовность данных к тому моменту, когда они понадобятся). Ниже кэша буферов находятся драйверы устройств, реализующие интерфейсы для конкретных физических устройств.

Сетевой стек

Сетевой стек по своей конструкции имеет многоуровневую архитектуру, повторяющую структуру самих протоколов. Вы помните, что протокол Internet Protocol (IP) - это базовый протокол сетевого уровня, располагающийся ниже транспортного протокола Transmission Control Protocol, TCP). Выше TCP находится уровень сокетов, вызываемый через SCI.

Уровень сокетов представляет собой стандартный API к сетевой подсистеме. Он предоставляет пользовательский интерфейс к различным сетевым протоколам. Уровень сокетов реализует стандартизованный способ управления соединениями и передачи данных между конечными точками, от доступа к "чистым" кадрам данных и блокам данных протокола IP (PDU) и до протоколов TCP и User Datagram Protocol (UDP). Исходные коды сетевой подсистемы ядра находятся в каталоге ./linux/net.

Драйверы устройств

Подавляющее большинство исходного кода ядра Linux приходится на драйверы устройств, обеспечивающие возможность работы с конкретными аппаратными устройствами. В дереве исходных кодов Linux имеется подкаталог драйверов, в котором, в свою очередь, имеются подкаталоги для различных типов поддерживаемых устройств, таких как Bluetooth, I2C, последовательные порты и т.д. Исходные коды драйверов устройств находятся в ./linux/drivers.

Архитектурно-зависимый код

Хотя основная часть Linux независима от архитектуры, на которой работает операционная система, в некоторых элементах для обеспечения нормальной работы и повышения эффективности необходимо учитывать архитектуру. В подкаталоге ./linux/arch находится архитектурно-зависимая часть исходного кода ядра, разделенная на ряд подкаталогов, соответствующих конкретным архитектурам. Все эти каталоги в совокупности образуют BSP. В случае обычного настольного ПК используется каталог i386. Подкаталог для каждой архитектуры содержит ряд вложенных подкаталогов, относящихся к конкретным аспектам ядра, таким как загрузка, ядро, управление памятью и т.д. Исходные коды архитектурно-зависимой части находятся в ./linux/arch.


В начало

Интересные особенности ядра Linux

Помимо переносимости и эффективности, ядро Linux обладает целым рядом других интересных функций, которые не были освещены в вышеприведенном рассмотрении.

Linux, как широко используемая на практике операционная система с открытым исходным кодом, является отличной испытательной площадкой для новых протоколов и их усовершенствований. Linux поддерживает большое количество сетевых протоколов, включая традиционный TCP/IP и его высокоскоростные расширения (для сетей быстрее Gigabit Ethernet [GbE] и 10 GbE). Linux также поддерживает такие протоколы, как Stream Control Transmission Protocol (SCTP), реализующий множество дополнительных функций, отсутствующих в TCP (применяется в качестве альтернативного протокола транспортного уровня).

Следует отметить, что ядро Linux является динамическим (поддерживает добавление и удаление программных компонентов без остановки системы). Эти компоненты называются динамически загружаемыми модулями ядра. Их можно вводить в систему при необходимости, как во время загрузки (если найдено конкретное устройство, для которого требуется такой модуль), так и в любое время по желанию пользователя.

Еще одно недавнее усовершенствование Linux - возможность ее использования в качестве операционной системы для других операционных систем (т.н. гипервизора). Недавно в ядро было внесено усовершенствование, получившее название Kernel-based Virtual Machine (KVM, виртуальная машина на базе ядра). В результате этой модификации в пространстве пользователя был реализован новый интерфейс, позволяющий исполнять поверх ядра с поддержкой KVM другие операционные системы. В таком режиме можно не только исполнять другие экземпляры Linux, но и виртуализовать Microsoft® Windows®. Единственное ограничение состоит в том, что используемый процессор должен поддерживать новые инструкции виртуализации. Более подробную информацию см. в разделе Ресурсы.


В начало

Дальнейшее изучение

В этой статье мы лишь в самых общих чертах рассказали об архитектуре ядра Linux и его особенностях и возможностях. Подробную информацию о содержимом ядра можно найти в каталоге с документацией, который имеется в любом дистрибутиве Linux. Обязательно ознакомьтесь с разделом Ресурсы в конце данной статьи, где имеются ссылки на более подробную информацию по многим обсуждаемым здесь темам.



Ресурсы

Научиться
  • Оригинал статьи Anatomy of the Linux kernel: History and architectural decomposition.

  • На сайте GNU описана лицензия GNU GPL, которая распространяется на ядро Linux и большинство поставляемых с ним полезных приложений. Также описана менее ограничительная форма GPL, т.н. Lesser GPL (LGPL).

  • Описания UNIX, MINIX и Linux можно найти в энциклопедии Wikipedia. Там же имеется подробное генеалогическое древо операционных систем.

  • Библиотека GNU C, она же glibc, представляет собой реализацию стандартной библиотеки C. Она используется в операционной системе GNU/Linux, а также в микроядерной операционной системе GNU/Hurd.

  • uClinux это портированная версия ядра Linux, способная работать на системах, не имеющих блока управления памятью (MMU). Это дает возможность исполнять ядро Linux на очень компактных встраиваемых платформах, например, на процессоре Motorola DragonBall, применяемом в карманных компьютерах PalmPilot.

  • "Управление ядром с помощью системных вызовов Linux" Статья посвящена важному уровню ядра Linux - интерфейсу системных вызовов, поддержку которого на уровне пространства пользователя обеспечивает библиотека glibc, позволяющая осуществлять вызовы функций между пространством пользователя и ядром.

  • "Внутреннее устройство планировщика Linux" Новый планировщик O(1), появившийся в версии Linux 2.6, обладает высокой эффективностью, хорошо масштабируется для большого числа процессов (потоков) и поддерживает SMP-системы.

  • "Доступ к ядру Linux с помощью файловой системы /proc" В статье рассматривается файловая система /proc - виртуальная файловая система, предоставляющая приложениям в пространстве пользователя принципиально новый способ взаимодействия с ядром. Помимо /proc, в статье рассматриваются загружаемые модули ядра.

  • "Клиника серверов: практическое использование виртуальных файловых систем" В статье рассматривается уровень VFS, который позволяет Linux поддерживать множество разных файловых систем через общий интерфейс. Этот же интерфейс используется и для других типов устройств, например, сокетов.

  • "Устройство процесса загрузки Linux" В статье рассматривается процесс загрузки Linux, который следует одной и той же базовой схеме независимо от того, загружаетесь ли вы с жесткого диска, дискеты, USB-накопителя или через сеть.

  • "Виртуальный стартовый диск в Linux (initrd) - обзор" В статье рассматривается виртуальный стартовый диск - функция, которая позволяет отделить процесс загрузки от физического носителя, с которого происходит загрузка.

  • "Улучшение работы сетей с помощью SCTP" Статья посвящена одному из самых интересных сетевых протоколов - Stream Control Transmission Protocol - который работает аналогично TCP, но имеет при этом ряд дополнительных полезных функций, например, обмен сообщениями, поддержка нескольких IP-адресов узла (multi-homing), передача фрагментов разных потоков данных (multi-streaming). Linux, как и BSD - отличная операционная система, если вас интересует поддержка сетевых протоколов.

  • "Анатомия механизма slab allocator в Linux" Статья посвящена одному из самых интересных аспектов управления памятью в Linux - механизма slab allocator. Этот механизм впервые появился в SunOS, но прекрасно прижился и в ядре Linux.

  • "Виртуальный Linux" Статья рассказывает о том, как Linux может использовать возможности процессоров, поддерживающих виртуализацию.

  • "Linux и симметричные многопроцессорные системы" В статье рассматривается вопрос о том, как Linux может использовать возможности процессоров с поддержкой многопроцессорных конфигураций на уровне кристалла.

  • "Знакомство с виртуальной машиной ядра Linux" В статье рассматриваются недавно появившиеся в ядре Linux средства виртуализации, превращающие ядро Linux в гипервизор для других виртуализованных операционных систем.

  • Ознакомьтесь с книгой Тима Джонса: Программирование приложений для GNU/Linux , подробно рассказывающей о программировании для Linux в пространстве пользователя.

  • В разделе Linux сайта developerWorks Россия можно найти другие ресурсы для Linux-разработчиков.

  • Семинары и обучение на developerWorks Россия.

Автор: М. Тим Джонс
Источник: www.ibm.com

Ссылки по теме
Wi-Fi. Linux. Краткий курс. часть 1
Wi-Fi. Linux. Краткий курс. часть 2
Linux... на ноутбуке?
Слово о дистрибутивах
Дистрибутивы Linux: краткий обзор
Концепция Base Linux и ее воплощение
Безопасность. Linux vs. Windows
Миграция в Линукс. Путевые заметки

Вся документация Linux

 

Компьютерная документация от А до Я - Главная

 

 
Интересное в сети
 
10 новых программ
CodeLobster PHP Edition 3.7.2
WinToFlash 0.7.0008
Free Video to Flash Converter 4.7.24
Total Commander v7.55
aTunes 2.0.1
Process Explorer v12.04
Backup42 v3.0
Predator 2.0.1
FastStone Image Viewer 4.1
Process Lasso 3.70.4
FastStone Image Viewer 4.0
Xion Audio Player 1.0.125
Notepad GNU v.2.2.8.7.7
K-Lite Codec Pack 5.3.0 Full


Наши сервисы
Рассылка новостей. Подпишитесь на рассылку сейчас и вы всегда будете в курсе последних событий в мире информационных технологий.
Новостные информеры. Поставьте наши информеры к себе и у вас на сайте появится дополнительный постоянно обновляемый раздел.
Добавление статей. Если вы являетесь автором статьи или обзора на тему ИТ присылайте материал нам, мы с удовольствием опубликуем его у себя на сайте.
Реклама на сайте. Размещая рекламу у нас, вы получите новых посетителей, которые могут стать вашими клиентами.
 
Это интересно
 

Copyright © CompDoc.Ru
При цитировании и перепечатке ссылка на www.compdoc.ru обязательна. Карта сайта.
 
Rambler's Top100