Большой архив статей, книг, документации по программированию, вебдизайну, компьютерной графике, сетям, операционным системам и многому другому
 
<Добавить в Избранное>    <Сделать стартовой>    <Реклама на сайте>    <Контакты>
  Главная Документация Программы Обои   Экспорт RSS E-Books
 
 

  Раздел: Компьютерная документация -> Периферийные устройства -> Принтеры

 

Ваши изображения могут стать лучше. Часть I. Наводим резкость

Практически любое фотоизображение можно улучшить. Работа даже самых примитивных фильтров, входящих в набор софта к принтеру или фотокамере, может это доказать. Но лучше человеческих рук в сочетании с какими-никакими мозгами пока что никто ничего не придумал. Этой статьёй мы открываем серию материалов по коррекции и обработке фотографий.

Заманчивое предложение, не правда ли? Коль скоро вы читаете этот раздел, проблема вывода фотоснимков и изображений другого происхождения, например отсканированных из книжки, вам небезразлична. Тема обработки изображений достаточно обширна, и уложиться в рамках одной статьи у нас с вами никак не получится. Давайте начнём практически с самых азов.

Основные цветовые пространства

Ваши цифровая камера, монитор и сканер выводят снимки в цветовом пространстве RGB: R – красный, G – зелёный и B – синий. Это излучаемые цвета, которые при смешении в сумме дают белый цвет: 255R+255G+255B. Каждое изображение в цветовом пространстве RGB, соответственно, имеет три канала цвета. При выводе на печать картинки преобразуются в цветовое пространство CMYK, то, что мы видим напечатанным на бумаге, состоит как минимум из четырёх цветов (С – голубой; M – пурпурный; Y – жёлтый и К – чёрный). Поскольку чёрный цвет в этой системе является добавочным, в названии CMYK использована не первая его буква – B от black, а последняя – К. В идеальной системе сложение голубого, пурпурного и жёлтого должно давать чёрный цвет, но на деле этого не происходит, поскольку краски не могут быть идеально чистыми. Для устранения подобного безобразия в систему CMYK добавлен чёрный цвет, а значит, и четвёртый канал.

Улучшение качества фото. Повышение резкости. Цветовые пространства RGB и CMYK

Проще говоря, CMY – это перевёрнутый RGB: сложение R+G даёт нам жёлтый, G+B – голубой и B+R, как вы правильно догадались, пурпурный. Неверующие могут ввести значения 255 R+255G в своём Photoshop. В те стародавние времена, когда цветоделение для типографии делалось фотоспособом, изображение экспонировалось через цветные фильтры: красный, зелёный и синий. Глядя на схему, вы можете справедливо заключить, что съёмка через красный фильтр позволяла вычислить голубую краску C, ведь на схеме красному R противолежит голубой – С.

Более подробно познакомиться с темой цвета вы можете в наших предыдущих материалах («Все секреты верного цвета», «Все секреты верного цвета. Часть 2 - парадоксы цвета» и «Большие фотографии. Предпечатная подготовка файла»), а мы пойдём дальше. RGB и CMYK далеко не единственные системы описания цвета.

С этого места и в дальнейшем мы подразумеваем, что работа будет вестись в одной из актуальных версий программы Adobe Photoshop. На сегодняшний день Photoshop по-прежнему является практически единственной программой, позволяющей производить технологические преобразования изображений, а также дальнейшую их подготовку как для печати, так и для публикации в веб.

Если вы немного пользуетесь Photoshop, то наверняка невольно сталкивались и с другой системой – HSL: Н – Hue, S – Saturation, L – Lightness. Происходило это в тот момент, когда вы хотели проделать со своим изображением, например, вот такую штуку:

Обработка фото. Повышение резкости 1

Простая команда Ctrl+U позволяет вам вызвать заветное окошко, в котором вы обычно накручиваете Saturation. Вам нравится результат? Мне – нет. Кстати, часть цветов, наиболее вызывающе яркая, прекрасно смотрится на мониторе, но по определению непечатная, поскольку неохватываема обычным CMYK.

Именно благодаря общению с этим меню вы на самом деле уже имеете представление о системе HLS, где каждый цвет описывается путём H (цветовой тон), S (насыщенность; вы только что её накручивали) и L (яркость).

В этом же меню вы наверняка, развлекая себя, могли совершать и другие зверства со своими фото, полностью сдвигая цветовой тон и получая поистине «космические» цвета. На самом деле это можно делать и по-другому: переворачивая с ног на голову кривые Curves в каналах a и b в системе Lab.

Photoshop на самом деле работает в Lab

Если вы человек дотошный и вдосталь налазились по меню Photoshop, вы наверняка натыкались на название ещё одного цветового пространства, в которое можете перевести изображение, – Lab.

Улучшение качества фото. Повышение резкости
Доступ к каналам вызывается через палитру Channels («Каналы»), которая находится рядом с палитрой Layers («Слои»)

В этой системе координат есть три оси, по которым описывается каждый цвет: по оси L (Lightness) задаётся яркость, по осям a и b – все координаты цветов. В зависимости от того, где находится точка по оси а, – цвет зелёный или красный, по оси b – жёлтый или синий. Если точка находится посередине, то есть она не красная и не зелёная, не жёлтая и не синяя, то она не цветная, то есть попросту нейтральная. В зависимости от того, насколько она освещена в канале Lightness, она чёрная, серая или белая.

Пространство Lab крайне важно для коррекции изображений. Причина первая: все алгоритмы преобразований цвета, яркости, контрастности и так далее Photoshop, на самом деле, производит через Lab. Переходя на работу непосредственно в Lab, вы оказываетесь в самом естественном для программы пространстве.

Вторая и важная причина: прелесть Lab заключается в том, что вся информация о цвете содержится в двух каналах – a и b, в то время как все детали и резкость находятся на самом деле в канале Lightness. Вы можете размывать каналы с цветом, но детали изображения, содержащиеся в канале L, не пострадают.

Доступ к каналам вызывается через палитру Channels («Каналы»), которая находится рядом с палитрой Layers («Слои»).

Так выглядит канал Lightness

Обработка фото. Повышение резкости 2
В палитре Cannels вы можете выделить и работать только с одним каналом. Если при работе с одним каналом вы, тем не менее, хотите видеть, как ваши действия сказываются на всей картинке, просто включите глазок напротив суммы, то есть Lab
Обработка фото. Повышение резкости 3

А так выглядит наше изображение, переведённое в оттенки серого, то есть в ч/б.

Как видите, все детали были на месте.

Вы, разумеется, можете спросить: зачем мне понадобится размывать цветные каналы? Нет ничего проще: чтобы подавить цветной цифровой шум. Видите, это очень полезно, чуть позже мы обсудим в деталях, как это делается. При этом резкость изображения не пострадает. Кроме того, работая отдельно с каналом Lightness, вы можете настраивать насыщенность и контрастность изображения и – самая главная тема сегодняшней статьи – повышать резкость картинки без потери информации о цвете и без возникновения всевозможных цветных артефактов.

И самое главное, перевод из вашего привычного RGB в Lab и обратно абсолютно безопасен, потому что естественен для Photoshop, потому что Photoshop на самом деле работает в Lab, вы ничего не потеряете в информации о цвете и можете скакать из RGB в Lab и обратно без всяких опасений.

Наводим резкость

Прежде чем мы приступим к процессу, оговоримся сразу: данные способы хорошо пригодны в тех случаях, когда изображения не содержат большого количества цифрового шума или он уже подавлен. Появление цифрового шума – достаточно ярких вкраплений постороннего цвета, неоднородность заливок в плоскостях – характерно для фотографий, снятых дешёвыми цифровыми камерами, мобильными телефонами, отсканированными не самыми лучшими сканерами. Кроме того, шум появляется и при съёмке хорошей камерой в условиях плохой освещенности, на длинных выдержках или на изображениях, снятых плёночными камерами на очень высокочувствительной плёнке. Разумеется, если вы при плохом свете пытались что-нибудь сфотографировать, шансы сделать бяку изрядно возрастают.

О подавлении шума мы поговорим в следующей статье, а сейчас рассмотрим два самых простых способа поднять резкость.

1-й способ

Эффективный и не особо трудоёмкий. Вы можете проделывать это в любом цветовом пространстве. Сразу оговоримся: трансформации влияют на всё изображение в целом; если шум присутствует, он может возрасти.

Обработка фото. Повышение резкости 4

У нас есть фотография, вполне себе хорошая. Но почему бы не попробовать сделать её ещё лучше?

Нажимаем Ctrl+J – создаём дублирующий слой. То же самое можно проделать, выбрав из меню Layers команду Duplicate Layer, но, по-моему, гораздо проще нажать пару кнопок на клавиатуре.

Идём в меню Filter: Other > High Pass

Обработка фото. Повышение резкости 5

Radius выставляем небольшой, иначе окажутся контрастными и полезут вперёд и всевозможные травинки с дальнего плана.

Обработка фото. Повышение резкости 6

Не пугаемся серого цвета нового слоя и выставляем ему режим наложения Overlay вместо обычного Normal.

Обработка фото. Повышение резкости 7

У нас получился слой, повышающий резкость. Если есть желание увеличить её ещё больше, просто жмём на этом слое Ctrl+J, пока не надоест, осторожно – от большого копирования корригирующего слоя в конце концов полезет зерно. В данном случае слой скопирован ещё два раза, после чего все четыре слоя, наш основной и три, повышающих резкость, слиты воедино. Готово.

2-й способ

Не менее эффективен, чем первый. Может применяться как ко всему изображению, так и к отдельным каналам, что делает его крайне полезным.

Идем в меню Filter: Sharpen > Unsharp Mask (нерезкое маскирование или USM) – параметры выставляем осторожно и со вкусом, никаких готовых рецептов тут нет, смотрите, чтоб ореолы не полезли в глаза благодаря излишней ширине и не стали слишком заметными.

Обработка фото. Повышение резкости 8

При желании оба способа можно совместить. Кроме того, Unsharp Mask (нерезкое маскирование или USM) можно и нужно применять не ко всему изображению в целом, а к отдельному каналу в режиме Lab – Lighthess, где содержатся детали, но нет цвета. Unsharp Mask можно применять и к другим каналам, в том числе и в CMYK. Главное – правильно определить, какой из каналов надо размывать, а что тянуть, но об этом в другой раз.

Варианты: (собрать в таблицу, можно пометить цифрами)

1.Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 1

2.Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 2

3.Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 3

4.Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 4

  1. Файл до коррекции
  2. Повышение резкости при помощи дублируемых слоев с применением фильтра High Pass
  3. Применение USM (нерезкого маскирования) ко всему изображению
  4. Комбинация из USM и High Pass

Рассмотрим несколько практических примеров.

Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 5
Окончательно доводим изображение в Lab – немного повышаем контраст в канале Lightness путём придания кривой Curves (Ctrl+M) > Lightness лёгкой S-образной формы. Слегка поднимаем Saturation (Ctrl+U) по вкусу
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 6
Исходный файл
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 7
Применение High Pass
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 8
Небольшая цветокоррекция, применение Unsharp Mask к каналу Lightness в Lab
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 9
Исходный файл
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 10
Применение High Pass
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 11
Исходное изображение коврика до коррекции
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 12
После применения дублирующего слоя с High Pass
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 13
Переходим в Lab, настраиваем кривую Lightness, немного затемняем пересвеченное изображение
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 14
С помощью Select: Color Range > Highlights выделяем цвета. Делаем этому селекшену размытие с помощью Select: Feather (Alt+Ctrl+D) 5 px, чтобы края выделения не оказались резкими, отдельно настраиваем цвета с помощью нескольких применений USM в канале Lightness
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 15
Исходный файл поистине ужасен. Снято мыльницей с рук в движущемся вагоне метро. Посмотрим, можем ли мы вытянуть из этого хоть что-то
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 16
Коррекция с помощью дублирующих слоев и фильтра High Pass
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 17
Если вы всё ещё читаете эту статью, значит, раньше, скорее всего, вы пытались повысить резкость именно так, как здесь, – Filter: Sharpen > Sharpen + Sharpen Edges + Sharpen More и так далее до бесконечности. Не очень эффективно, правда? Слишком много шума… Из ничего
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 18
Применение фильтра USM
Обработка фото. Повышение резкости. Нерезкое маскирование и High Pass. Примеры 19
Смешанный способ, применение USM к пурпурному, голубому и чёрному каналу, размытие жёлтого канала, настройка контрастности в канале Lightness и так далее. Поскольку здесь не делались акценты на коже, наша дама несколько помолодела

Сегодня мы обсудили два самых простых способа повысить резкость ваших фотографий, в дальнейшем мы ещё вернёмся к этой теме. В следующем материале мы рассмотрим способы подавления цифровых шумов на фото. Желаем вам удачи в ваших опытах. И не обращайте внимания на всякие смешные поговорки вроде «никакого фотошопа».

Автор: Екатерина Балеевская
Источник: www.ferra.ru

Ссылки по теме
Недорогие многофункциональные фотопринтеры
Выбираем струйный принтер. Как не прогадать?
Тест нового портативного принтера HP Photosmart 335
Технологии сканирования и печати
Стоит ли переплачивать за оригинальные расходники?
Настройки для струйного принтера

Вся документация по принтерам

 

Компьютерная документация от А до Я - Главная

 

 
Интересное в сети
 
10 новых программ
CodeLobster PHP Edition 3.7.2
WinToFlash 0.7.0008
Free Video to Flash Converter 4.7.24
Total Commander v7.55
aTunes 2.0.1
Process Explorer v12.04
Backup42 v3.0
Predator 2.0.1
FastStone Image Viewer 4.1
Process Lasso 3.70.4
FastStone Image Viewer 4.0
Xion Audio Player 1.0.125
Notepad GNU v.2.2.8.7.7
K-Lite Codec Pack 5.3.0 Full


Наши сервисы
Рассылка новостей. Подпишитесь на рассылку сейчас и вы всегда будете в курсе последних событий в мире информационных технологий.
Новостные информеры. Поставьте наши информеры к себе и у вас на сайте появится дополнительный постоянно обновляемый раздел.
Добавление статей. Если вы являетесь автором статьи или обзора на тему ИТ присылайте материал нам, мы с удовольствием опубликуем его у себя на сайте.
Реклама на сайте. Размещая рекламу у нас, вы получите новых посетителей, которые могут стать вашими клиентами.
 
Это интересно
 

Copyright © CompDoc.Ru
При цитировании и перепечатке ссылка на www.compdoc.ru обязательна. Карта сайта.
 
Rambler's Top100