Большой архив статей, книг, документации по программированию, вебдизайну, компьютерной графике, сетям, операционным системам и многому другому
 
<Добавить в Избранное>    <Сделать стартовой>    <Реклама на сайте>    <Контакты>
  Главная Документация Программы Обои   Экспорт RSS E-Books
 
 

   Программирование -> Delphi / Pascal -> Введение в DELPHI


Методы в Delphi

Содержание

Обзор

Создание методов с помощью визуальных средств

Передача параметров

Более сложные методы и управляющие элементы

Информация периода выполнения. Программа CONTROL3

Заключение

 

      1. Обзор

Чтобы полностью понять и почувствовать все преимущества Delphi, Вам нужно хорошо изучить язык Object Pascal. И хотя возможности визуальной части Delphi чрезвычайно богаты, хорошим программистом может стать только тот, кто хорошо разбирается в технике ручного написания кода.

 

По мере обсуждения темы данного раздела мы рассмотрим несколько простых примеров, которые, тем не менее, демонстрируют технику использования важных управляющих элементов Windows.

      1. Создание методов с помощью визуальных средств

В предыдущем уроке Вы видели, что синтаксический "скелет" метода может быть сгенерирован с помощью визуальных средств. Для этого, напомним, нужно в Инспекторе Объектов дважды щелкнуть мышкой на пустой строчке напротив названия интересующего Вас события в требуемом компоненте. Заметим, если эта строчка не пуста, то двойной щелчок на ней просто переместит Вас в окне Редактора Кода в то место, где находится данный метод.

Для более глубокого понимания дальнейшего изложения кратко остановимся на концепции объектно-ориентированного программирования. Для начала определим базовое понятие объектно-ориентированного программирования - класс. Класс - это категория объектов, обладающих одинаковыми свойствами и поведением. При этом объект представляет собой просто экземпляр какого-либо класса. Например, в Delphi тип "форма" (окно) является классом, а переменная этого типа - объектом. Метод - это процедура, которая определена как часть класса и инкапсулирована (содержится) в нем. Методы манипулируют полями и свойствами классов (хотя могут работать и с любыми переменными) и имеют автоматический доступ к любым полям и методам своего класса. Доступ к полям и методам других классов зависит от уровня "защищенности" этих полей и методов. Пока же для нас важно то, что методы можно создавать как визуальными средствами, так и путем написания кода вручную.

Давайте рассмотрим процесс создания программы CONTROL1, которая поможет нам изучить технику написания методов в Delphi.

Для создания программы CONTROL1 поместите с помощью мышки компонент Edit (находится на страничке "Standard" Палитры Компонентов) на форму. После этого ваша форма будет иметь вид, показанный на Рис. 8-A.

Теперь перейдите в Object Inspector, выберите страничку "Events" и дважды щелкните в пустой строчке напротив события OnDblClick, как показано на Рис. 8-B. После этого в активизировавшемся окне Редактора Вы увидите сгенерированный "скелет" метода Edit1DblClick, являющегося реакцией на событие OnDblClick:

 

 

procedure TForm1.Edit1DblClick(Sender: TObject);

begin

 

end;

 

После генерации процедуры Вы можете оставить ее имя таким, каким "установил" Delphi, или изменить его на любое другое (для этого просто введите новое имя в указанной выше строке Инспектора Объектов справа от требуемого события и нажмите Enter).

 

Теперь в окне Редактора Кода введите смысловую часть метода:

 

procedure TForm1.Edit1DblClick(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text:= 'Вы дважды щелкнули в строке редактирования';

end;

Сохраните программу. Во время выполнения дважды щелкните на строке редактирования. Текст в этой строке изменится в соответствии с тем, что мы написали в методе Edit1DblClick: см. Рис. 8-C.

 

Рис. -C: Содержимое управляющего элемента TEdit изменяется после двойного щелчка по нему

Листинг 8-A и Листинг 8-B предоставляют полный код программы CONTROL1.

 

Листинг -A: Программа CONTROL1 демонстрирует, как создавать и использовать методы в Delphi.

program Control1;

 

uses

Forms,

Main in 'MAIN.PAS' {Form1};

 

begin

Application.CreateForm(TForm1, Form1);

Application.Run;

end.

Листинг -B: Головной модуль программы CONTROL1.

unit Main;

 

interface

 

uses

WinTypes, WinProcs,

Classes, Graphics, Controls,

Printers, Menus, Forms, StdCtrls;

 

type

TForm1 = class(TForm)

Edit1: TEdit;

procedure Edit1DblClick(Sender: TObject);

end;

 

var

Form1: TForm1;

 

implementation

 

{$R *.DFM}

 

procedure TForm1.Edit1DblClick(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text := 'Вы дважды щелкнули в строке редактирования';

end;

 

end.

После того, как Ваша программа загрузится в память, выполняются две строчки кода в CONTROL1.DPR, автоматически сгенерированные компилятором:

 

Application.CreateForm(TForm1, Form1);

Application.Run;

 

Первая строка запрашивает память у операционной системы и создает там объект Form1, являющийся экземпляром класса TForm1. Вторая строка указывает объекту Application, "по умолчанию" декларированному в Delphi, чтобы он запустил на выполнение главную форму приложения. В данном месте мы не будем подробно останавливаться на классе TApplication и на автоматически создаваемом его экземпляре - Application. Важно понять, что главное его предназначение - быть неким ядром, управляющим выполнением Вашей программы.

Как правило, у большинства примеров, которыми мы будем оперировать в наших уроках, файлы проектов .DPR практически одинаковы. Поэтому в дальнейшем там, где они не отличаются кардинально друг от друга, мы не будем приводить их текст. Более того, в файл .DPR, автоматически генерируемый Delphi, в большинстве случаев нет необходимости заглядывать, поскольку все действия, производимые им, являются стандартными.

 

Итак, мы видели, что большинство кода Delphi генерирует автоматически. В большинстве приложений все, что Вам остается сделать - это вставить одну или несколько строк кода, как в методе Edit1DblClick:

 

Edit1.Text := 'Вы дважды щелкнули в строке редактирования';

 

Хотя внешний интерфейс программы CONTROL1 достаточно прост, она (программа) имеет строгую внутреннюю структуру. Каждая программа в Delphi состоит из файла проекта, имеющего расширение .DPR и одного или нескольких модулей, имеющих расширение .PAS. Модуль, в котором содержится главная форма проекта, называется головным. Указанием компилятору о связях между модулями является предложение Uses, которое определяет зависимость модулей.

Нет никакого функционального различия между модулями, созданными Вам в Редакторе, и модулями, сгенерированными Delphi автоматически. В любом случае модуль подразделяется на три секции:

· Заголовок

· Секция Interface

· Секция Implementation

 

Таким образом, "скелет" модуля выглядит следующим образом:

 

unit Main; {Заголовок модуля}

 

interface {Секция Interface}

 

implementation {Секция Implementation}

 

end.

 

В интерфейсной секции (interface) описывается все то, что должно быть видимо для других модулей (типы, переменные, классы, константы, процедуры, функции). В секции implementation помещается код, реализующий классы, процедуры или функции.

      1. Передача параметров

В Delphi процедурам и функциям (а, следовательно, и методам классов) могут передаваться параметры для того, чтобы обеспечить их необходимой для работы информацией. Программа PARAMS демонстрирует, как использовать передачу параметров в методы Delphi. Кроме того, мы узнаем, как:

· создавать свои собственные процедуры

· добавлять процедуру в класс, формируя метод класса

· вызывать одну процедуру из другой.

Программа PARAMS позволяет Вам вводить фразы в строки редактирования. После нажатия кнопки "Вызов процедуры WriteAll" строка из управляющего элемента EditSource скопируется в шесть управляющих элементов - строк редактирования, как показано на Рис. 8-D.

Далее мы не будем подробно останавливаться на том, как размещать компоненты на форме - считаем, что это Вы уже умеете. После того как Вы разместили на форме семь компонентов Edit, переименуйте с помощью Инспектора Объектов седьмой компонент (Edit7) в EditSource. Положите на форму компонент Button, и в Object Inspector измените его заголовок (свойство Caption) на "Вызов процедуры WriteAll" (естественно, Вы можете заменить его шрифт, цвет и т.д.).

После завершения проектирования формы класс TForm1 будет выглядеть следующим образом:

 

TForm1 = class(TForm)

Edit1: TEdit;

Edit2: TEdit;

Edit3: TEdit;

Edit4: TEdit;

Edit5: TEdit;

Edit6: TEdit;

EditSource: TEdit;

Button1: TButton;

end;

Следующий шаг состоит в добавлении метода, вызываемого по нажатию пользователем кнопки Button1. Это, напомним, можно сделать двумя способами:

 

Delphi сгенерирует следующую "заготовку":

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

end;

 

Цель программы PARAMS - научить Вас писать процедуры и передавать в них параметры. В частности, программа PARAMS реагирует на нажатие кнопки Button1 путем вызова процедуры WriteAll и передачи ей в качестве параметра содержимого строки редактирования EditSource (EditSource.Text).

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

WriteAll(EditSource.Text);

end;

 

Важно понять, что объект EditSource является экземпляром класса TEdit и, следовательно, имеет свойство Text, содержащее набранный в строке редактирования текст. Как Вы уже, наверное, успели заметить, по умолчанию свойство Text содержит значение, совпадающее со значением имени компонента (Name) - в данном случае "EditSource". Свойство Text Вы, естественно, можете редактировать как в режиме проектирования, так и во время выполнения.

Текст, который должен быть отображен в шести строках редактирования, передается процедуре WriteAll как параметр. Чтобы передать параметр процедуре, просто напишите имя этой процедуры и заключите передаваемый параметр (параметры) в скобки - вот так:

 

WriteAll(EditSource.Text);

 

Заголовок этой процедуры выглядит следующим образом:

 

procedure TForm1.WriteAll(NewString: String);

 

где указано, что передаваемый процедуре параметр NewString должен иметь тип String.

Вспомним, что задача процедуры WriteAll состоит в копировании содержимого строки редактирования EditSource в шесть других строк редактирования Edit1-Edit6. Поэтому процедура должна выглядеть следующим образом:

 

procedure TForm1.WriteAll(NewString: String);

begin

Edit1.Text := NewString;

Edit2.Text := NewString;

Edit3.Text := NewString;

Edit4.Text := NewString;

Edit5.Text := NewString;

Edit6.Text := NewString;

end;

Поскольку процедура WriteAll не является откликом на какое-либо событие в Delphi, то ее нужно полностью написать "вручную". Простейший способ сделать это - скопировать заголовок какой-либо уже имеющейся процедуры, исправить его, а затем дописать необходимый код.

 

Возвратимся еще раз к заголовку процедуры. Заголовок состоит из пяти частей:

 

procedure TForm1.WriteAll(NewString: String);

 

· Первая часть - зарезервированное слово "procedure"; пятая часть - концевая точка с запятой ";". Обе эти части служат определенным синтаксическим целям, а именно: первая информирует компилятор о том, что определен синтаксический блок "процедура", а вторая указывает на окончание заголовка (собственно говоря, все операторы в Delphi должны заканчиваться точкой с запятой).

· Вторая часть заголовка - слово "TForm1", которое квалифицирует то обстоятельство, что данная процедура является методом класса TForm1.

· Третья часть заголовка - имя процедуры. Вы можете выбрать его любым, по вашему усмотрению. В данном случае мы назвали процедуру "WriteAll".

· Четвертая часть заголовка - параметр. Параметр декларируется внутри скобок и, в свою очередь, состоит из двух частей. Первая часть - имя параметра, вторая - его тип. Эти части разделены двоеточием. Если Вы описываете в процедуре более чем один параметр, нужно разделить их точкой с запятой, например:

 

procedure Example(Param1: String; Param2: String);

 

После того как Вы создали "вручную" заголовок процедуры, являющейся методом класса, Вы должны включить его в декларацию класса, например, путем копирования (еще раз напомним, что для методов, являющихся откликами на дельфийские события, данное включение производится автоматически):

 

TForm1 = class(TForm)

Edit1: TEdit;

Edit2: TEdit;

Edit3: TEdit;

Edit4: TEdit;

Edit5: TEdit;

Edit6: TEdit;

EditSource: TEdit;

Button1: TButton;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure WriteAll(NewString: String);

end;

В данном месте нет необходимости оставлять в заголовке метода слово "TForm1", так как оно уже присутствует в описании класса.

 

Листинг 8-C показывает полный текст головного модуля программы PARAMS. Мы не включили сюда файл проекта, поскольку, как уже упоминалось, он практически одинаков для всех программ.

Листинг -C: Исходный код головного модуля программы PARAMS показывает, как использовать строки редактирования и как передавать параметры.

Unit Main;

 

interface

 

uses

WinTypes, WinProcs, Classes,

Graphics, Controls,

Printers, Forms, StdCtrls;

 

type

TForm1 = class(TForm)

Edit1: TEdit;

Edit2: TEdit;

Edit3: TEdit;

Edit4: TEdit;

Edit5: TEdit;

Edit6: TEdit;

EditSource: TEdit;

Button1: TButton;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure WriteAll(NewString: String);

end;

 

var

Form1: TForm1;

 

implementation

 

{$R *.DFM}

 

procedure TForm1.WriteAll(NewString: String);

begin

Edit1.Text := NewString;

Edit2.Text := NewString;

Edit3.Text := NewString;

Edit4.Text := NewString;

Edit5.Text := NewString;

Edit6.Text := NewString;

end;

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

WriteAll(EditSource.Text);

end;

 

end.

При экспериментах с программой PARAMS Вы можете попробовать изменить имена процедур и параметров. Однако, следует помнить, что ряд слов в Delphi являются зарезервированными, и употреблять их в идентификаторах (именах процедур, функций, переменных, типов, констант) не разрешается - компилятор сразу же обнаружит ошибку. К ним относятся такие слова, как "procedure", "string", "begin", "end" и т.п.; полный же список их приведен в on-line справочнике Delphi.

Не старайтесь запомнить сразу все зарезервированные слова - компилятор "напомнит" Вам о неправильном их использовании выдачей сообщения типа "Identifier expected." (Ожидался идентификатор, а обнаружено зарезервированное слово).

      1. Более сложные методы и управляющие элементы

Теперь, когда Вы освоили базовые понятия в системе программирования Delphi, можно продолжить изучение компонент и способов создания их методов.

В программе CONTROL1, рассмотренной в начале урока, был сгенерирован метод, являющийся откликом на событие OnClick строки редактирования Edit1. Аналогично, можно сгенерировать метод, являющийся реакцией на событие OnDblClick. В программе CONTROL2, имеющейся на диске, расширен список находящихся на форме компонентов и для многих из них определены события OnClick и OnDblClick. Для исследования Вы можете просто скопировать файлы проекта CONTROL1 в новую директорию CONTROL2, изменить имя проекта на CONTROL2.DPR (в этом файле после ключевого слова "program" также должно стоять название "CONTROL2") и добавить компоненты Label, GroupBox, CheckBox, RadioButton, Button на форму (эти компоненты находятся на страничке "Standard" Палитры Компонентов). Ваша форма будет иметь примерно следующий вид - Рис. 8-E.

Заметим, что Вы должны "положить" компонент GroupBox на форму до того, как Вы добавите компоненты CheckBox и RadioButton, которые, в нашем примере, должны быть "внутри" группового элемента. Иначе, объекты CheckBox1, CheckBox2, RadioButton1 и RadioButton2 будут "думать", что их родителем является форма Form1 и при перемещении GroupBox1 по форме не будут перемещаться вместе с ней. Таким образом, во избежание проблем, компонент, который должен быть "родителем" других компонент (Panel, GroupBox, Notebook, StringGrid, ScrollBox и т.д.), нужно помещать на форму до помещения на нее его "детей". Если Вы все же забыли об этом и поместили "родителя" (например, GroupBox) на форму после размещения на ней его "потомков" (например, CheckBox и RadioButton) - не отчаивайтесь! Отметьте все необходимые объекты и скопируйте (с удалением) их в буфер обмена с помощью команд меню Edit|Cut. После этого отметьте на форме нужный Вам объект (GroupBox1) и выполните команду меню Edit|Paste. После этого все выделенные Вами ранее объекты будут помещены на форму, и их "родителем" будет GroupBox1. Описанный механизм является стандартным и может быть использован для всех видимых компонент.

Выберите объект Label1. Создайте для него метод, являющийся откликом на событие OnDblClick (см. стр. *). Введите в метод одну строчку, например:

 

procedure TForm1.Label1DblClick(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text := 'Двойной щелчок на Label1';

end;

 

Запустите программу на выполнение и дважды щелкните мышкой на метке Label1. Вы увидите, что строка редактирования изменится, и в ней появится текст "Двойной щелчок на Label1".

Теперь закройте приложение и возвратитесь в режим проектирования. Добавьте обработчики событий OnClick и OnDblClick для каждого объекта, имеющегося на форме. Текст вашего головного модуля будет выглядеть следующим образом:

 

Листинг -D: Головной модуль программы CONTROL2.

Unit Main;

 

interface

 

uses

WinTypes, WinProcs, Classes,

Graphics, Controls, StdCtrls,

Printers, Menus, Forms;

 

type

TForm1 = class(TForm)

Label1: TLabel;

Edit1: TEdit;

Button1: TButton;

GroupBox1: TGroupBox;

CheckBox1: TCheckBox;

CheckBox2: TCheckBox;

RadioButton1: TRadioButton;

RadioButton2: TRadioButton;

procedure Edit1DblClick(Sender: TObject);

procedure Label1DblClick(Sender: TObject);

procedure CheckBox1Click(Sender: TObject);

procedure CheckBox2Click(Sender: TObject);

procedure RadioButton1Click(Sender: TObject);

procedure RadioButton2Click(Sender: TObject);

procedure Button1Click(Sender: TObject);

end;

 

var

Form1: TForm1;

 

implementation

 

{$R *.DFM}

 

procedure TForm1.Edit1DblClick(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text := 'Двойной щелчок на Edit1';

end;

 

procedure TForm1.Label1DblClick(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text := 'Двойной щелчок на Label1';

end ;

 

procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text := 'Щелчок на CheckBox1';

end;

 

procedure TForm1.CheckBox2Click(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text := 'Щелчок на CheckBox2';

end;

 

procedure TForm1.RadioButton1Click(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text := 'Щелчок на RadioButton1';

end;

 

procedure TForm1.RadioButton2Click(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text := 'Щелчок на Radiobutton2';

end;

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

Edit1.Text := 'Щелчок на Button1';

end;

 

end.

 

Эта программа служит двум целям:

  • Она показывает, как создавать процедуры (методы) и как "наполнять" их содержательной "начинкой"
  • Она демонстрирует технику работы с управляющими элементами Windows.
      1. Информация периода выполнения. Программа CONTROL3

Как Вы, наверное, заметили, методы программы CONTROL2, являющиеся откликами на события OnClick и OnDblClick, во многом похожи друг на друга.

Открытость среды Delphi позволяет получать и оперировать информацией особого рода, называемой информацией периода выполнения (RTTI - run-time type information). Эта информация организована в виде нескольких уровней.

 

Верхний уровень RTTI представлен как средство проверки и приведения типов с использованием ключевых слов is и as.

Ключевое слово is дает программисту возможность определить, имеет ли данный объект требуемый тип или является одним из наследников данного типа, например, таким образом:

 

if MyObject is TSomeObj then ...

 

Имеется возможность использовать RTTI и для процесса приведения объектного типа, используя ключевое слово as:

 

if MyObject is TSomeObj then

(MyObject as TSomeObj).MyField:=...

 

что эквивалентно:

 

TSomeObj(MyObject).MyField:=...

 

Средний уровень RTTI использует методы объектов и классов для подмены операций as и is на этапе компиляции. В основном, все эти методы заложены в базовом классе TObject, от которого наследуются все классы библиотеки компонент VCL. Для любого потомка TObject доступны, в числе прочих, следующие информационные методы:

  • ClassName - возвращает имя класса, экземпляром которого является объект
  • ClassInfo - возвращает указатель на таблицу с RTTI, содержащей информацию о типе объекта, типе его родителя, а также о всех его публикуемых свойствах, методах и событиях
  • ClassParent - возвращает тип родителя объекта
  • ClassType - возвращает тип самого объекта
  • InheritsFrom - возвращает логическое значение, определяющее, является ли объект потомком указанного класса
  • InstanceSize - возвращает размер объекта в байтах.

 

Эти методы могут использоваться в Вашем коде напрямую.

 

Нижний уровень RTTI определяется в дельфийском модуле TypInfo и представляет особый интерес для разработчиков компонент. Через него можно получить доступ к внутренним структурам Delphi, в том числе, к ресурсам форм, инспектору объектов и т.п.

 

Итак, доступ к информации периода выполнения в Delphi позволяет динамически получать как имя объекта, находящегося на форме, так и название класса, которому он принадлежит (и еще много другой полезной информации; но об этом - в дальнейших уроках). Для этого используется свойство Name, имеющееся у любого класса-наследника TComponent (а таковыми являются все компоненты, входящие в дельфийскую библиотеку VCL), и метод ClassName, доступный для любого потомка класса базового TObject. А, поскольку класс TComponent, в свою очередь, является наследником класса TObject, то он доступен для всех компонент из библиотеки VCL.

Вернувшись к нашим примерам, мы можем заменить целую "кучу" методов двумя, реализующими события OnClick и OnDblClick для всех объектов сразу. Для этого можно скопировать все файлы из CONTROL2 в новый директорий CONTROL3 или использовать для работы уже имеющуюся на диске программу. Создадим стандартным образом методы ControlDblClick и ControlClick для какого-либо объекта (например, для Label1). Введем в них следующие строки:

 

procedure TForm1.ControlDblClick(Sender: TObject);

begin


Edit1.Text := 'Двойной щелчок на ' +

(Sender as TComponent).Name +

' (класс ' + Sender.ClassName + ')';


end;

 

procedure TForm1.ControlClick(Sender: TObject);

begin


Edit1.Text := 'Щелчок на ' +

(Sender as TComponent).Name +


' (класс ' + Sender.ClassName + ')';

end;

 

Теперь назначим данные методы всем событиям OnClick и OnDblClick, имеющимся у расположенных на форме объектов. Мы видим, что размер программы существенно сократился, а функциональность ее значительно выросла. В режиме выполнения после, например, щелчка на объекте CheckBox1 приложение будет иметь вид, изображенный на Рис. 8-F.

 

Итак, мы видим, что используя информацию периода выполнения, можно сделать программу очень гибкой и универсальной.

 

      1. Заключение

В этом уроке мы рассмотрели, как управлять методами компонент во время выполнения программы. Кроме того, мы изучили, как что такое информация периода выполнения и научились использовать ее в целях создания гибких и универсальных приложений.

к оглавлению

 

 

 
Интересное в сети
 
10 новых программ
CodeLobster PHP Edition 3.7.2
WinToFlash 0.7.0008
Free Video to Flash Converter 4.7.24
Total Commander v7.55
aTunes 2.0.1
Process Explorer v12.04
Backup42 v3.0
Predator 2.0.1
FastStone Image Viewer 4.1
Process Lasso 3.70.4
FastStone Image Viewer 4.0
Xion Audio Player 1.0.125
Notepad GNU v.2.2.8.7.7
K-Lite Codec Pack 5.3.0 Full


Наши сервисы
Рассылка новостей. Подпишитесь на рассылку сейчас и вы всегда будете в курсе последних событий в мире информационных технологий.
Новостные информеры. Поставьте наши информеры к себе и у вас на сайте появится дополнительный постоянно обновляемый раздел.
Добавление статей. Если вы являетесь автором статьи или обзора на тему ИТ присылайте материал нам, мы с удовольствием опубликуем его у себя на сайте.
Реклама на сайте. Размещая рекламу у нас, вы получите новых посетителей, которые могут стать вашими клиентами.
 
Это интересно
 

Copyright © CompDoc.Ru
При цитировании и перепечатке ссылка на www.compdoc.ru обязательна. Карта сайта.
 
Rambler's Top100